Задачи занятия:
1. Сформировать у обучающихся теоретическое понимание информационной опасности информационной безопасности, какие опасности ждут ребенка в сети интернет, особенностях использования интернет технологий.
2. Обучить учеников навыкам безопасного пользования сайтами интернета.
Вопросы:
1. Понятие информационной безопасности.
2. Какие опасности ждут ребенка в сети интернет.
3. Особенности использования интернет технологий.
4. Психологические противоречия при использовании интернет технологий.
5. Советы по безопасности родителям.
Современный ребенок живет в мире постоянно увеличивающихся темпов роста информации. Изменились формы и методы распространения информации. Главная роль теперь принадлежит глобальным сетям. В Интернете на ребенка оказывать влияние может любой человек, политическая партия, группы людей, организации; нет никаких ограничений по территории влияния, времени. Средства влияния и возможности виртуального воздействия постоянно усиливаются и усложняются.
Результаты влияния информации на здоровье ребенка, в том числе на его духовную жизнь, нравственность, непредсказуемы. С одной стороны, постоянно увеличиваются возможности для творческой и интересной жизни, саморазвития, с другой стороны, информационные потоки так огромны, что ребенок не всегда успевает обработать и запомнить даже полезную информацию. Дети и подростки легко могут найти или создать уникальную среду для виртуального общения и так же легко стать жертвами манипуляторов, подвергаться разного рода насилию..
Информационная безопасность –
это состояние сохранности информационных ресурсов и защищенности законных прав личности и общества в информационной сфере.
Информационная безопасность –
это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.
Конфиденциальность: обеспечение доступа к информации только авторизованным пользователям.
Согласно российскому законодательству
Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию
(Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию").
Особенностей использования интернет - технологий можно обозначить следующие:
- дети в России начинают впервые выходить в Глобальную сеть в возрасте 8–10 лет;
- большинство российских детей выходят в Сеть самостоятельно (около 80% детей), родители их практически не контролируют;
- дети часто встречают опасный контент (например, почти треть опрошенных детей сталкивались за последний год с изображениями сексуального характера в Интернете);
- не все родители достаточно осведомлены о существующих рисках в Интернете и способах защиты от них, многие зачастую недооценивают проблему безопасности
Какие же опасности ждут подростка в сети Интернет?
1. Суицид-сайты, на которых дети получают информацию о «способах» расстаться с жизнью;
2. Сайты-форумы потенциальных самоубийц;
3. Наркосайты. Интернет пестрит новостями о "пользе” употребления марихуаны, рецептами и советами изготовления "зелья”;
4. Сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие: экстремизм, национализм, фашизм;
5. Сайты порнографической направленности;
6. Сайты знакомств. Виртуальное "убивает” коммуникативные навыки подростка; секты.
7. Даже с точки зрения безопасности и сохранности вашего имущества, общение в сетях надо контролировать!
Это далеко не весь список угроз сети Интернет. Любой школьник может попасть на такие сайты случайно: кликнув по всплывшему баннеру или перейдя по ссылке. Есть дети, которые ищут подобную информацию специально, и естественно, находят.
Кроме этого, появились психологические отклонения, такие как компьютерная и интернет- зависимость, игромания (зависимость от компьютерных игр).
Среди особенностей использования интернет - технологий можно обозначить следующие:
1. Большинство российских детей выходят в Сеть самостоятельно (около 80% детей), родители их практически не контролируют.
2. Дети часто встречают опасный контент (например, почти треть опрошенных детей сталкивались за последний год с изображениями сексуального характера в Интернете).
3. Не все родители достаточно осведомлены о существующих рисках в Интернете и способах защиты от них, многие зачастую недооценивают проблему безопасности.
Результаты влияния информации на здоровье ребенка, в том числе на его духовную жизнь, нравственность, непредсказуемы. Дети и подростки легко могут найти или создать уникальную среду для виртуального общения и так же легко стать жертвами манипуляторов, подвергаться разного рода насилию. Информационные перегрузки приводят многих людей, в том числе и детей, к стрессам, депрессиям.
Многие дети с раннего возраста начинают играть в различные компьютерные игры, далеко не всегда развивающего характера, в которых используются самые фантастические виртуальные образы, как позитивные так и негативные.
Надо сказать, что использование виртуальных образов ребёнком в отсутствие фундамента телесного, душевного и духовного здоровья (а в детском возрасте идет только закладка и формирование этого фундамента) приводят к следующим последствиям:
а) нарушению восприятия живого образа, нарастанию неумелости в деятельности в обычных условиях, восприятию мира в "искусственном" масштабе вне связи с реальным временем и пространством.
б) путанию реального и виртуального мира. До 6-7 лет у детей отсутствует механизм различения обыденной и виртуальной реальности, ребёнок продолжает виртуальный поединок наяву, ставит себя выше своих родителей, не может приспособиться к своему реальному "Я".
Кроме того, до 7 лет у детского сознания нет защитного барьера от виртуальной агрессии. Только после 12 лет дети имеют возможность хотя бы частично научиться разделять реальности виртуальную и действительную.
в) заражению сознания "информационной инфекцией", то есть агрессивными натуралистическими образами, приводящими к телесному "отравлению". Виртуально убивая и подавляя, ребёнок получает удовольствие от удара, оскорбления, убийства, собственной злости и безнаказанности. Привычная человеческая шкала ценностей переворачивается, извращается восприятие ребёнком окружающего мира.
г) задержке психического развития за счёт длительного восприятия жёстких, негибких, предзаданных форм изображения (так же как и при использовании роботизированных игрушек).
д) затруднению восприятия ребёнком себя: изменению сознания, воли, личности, эмоций, телодвижений (моторная неловкость, неестественность телодвижений). У ребёнка развивается невнимательность, неусидчивость, "витание в облаках"; нарастает, как снежный ком, неуспеваемость. Часто это сопровождается повышенной утомляемостью, раздражительностью, нарушением памяти и мышления.
е) включению ребёнком в свой образ чужого образа, отождествление себя с ним.