Прилагательное - это самая изобразительная
Часть речи. Прилагательные могут описать цвет,
Запах, форму любого предмета. Рассказать
О наших чувствах, характерах, настроении.
В. В. Виноградова (1894-1969)
Имена прилагательные сопровождают нас повсюду. Они обогащают нашу речь, делают её образной, яркой. Прилагательные помогают нам увидеть мир во всём его многообразии, помогают увидеть красоту всего живого и неживого. Они используются в нашей повседневной речи, и без них наша жизнь была бы скучна и монотонна. Имена прилагательные встречаются во многих названиях местностей, растений, произведений, названиях профессий, вещей. В прилагательном может быть заложен ключ к пониманию всего предыдущего или последующего контекста.Оказывается, по частоте употребления прилагательное в нашей речи занимает почётное третье место! И эта "бронза" - вещь очень серьезная. И многие ученые-лингвисты подтверждают это. Вот что говорят они:
- Прилагательное - "спутник" существительного.
- Прилагательное - это "озаряющее" слово.
- Прилагательное - это "живописующая" часть речи.
- Прилагательное - это "красивая" и "певучая" часть речи.
· Роль имени прилагательного в речи
· Имя прилагательное выполняет в языке выделительную, изобразительную, оценочную функции, но эта роль зависит от того, какую цель высказывания мы ставим перед собой. Прилагательные обозначают различные признаки предмета, это помогает охарактеризовать его с разных сторон (по цвету, форме, размеру, весу, росту, пространству) и выделить из ряда подобных; заключают в себе авторскую оценку.
· Обилие прилагательных создает образную, живописную картину. Позволяет читателю увидеть природу в разнообразии красок. Именно эта часть речи позволяет живописать природу и ее явления.
· Прилагательные рисуют внешний вид человека, отражают его внутреннее состояние.
· Употребление имен прилагательных придает речи не только точность и меткость, но и особую выразительность. Они помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, охарактеризовать предмет с разных сторон, придать описанию образность, яркость, передать оценку, отношение писателя. Поэтому немаловажную роль они играют в заглавии художественного произведения.
Качественные прилагательные встречаются в названиях 33 произведений. Например:
1. А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
2. В. Г. Короленко «В дурном обществе
3. А. С. Грин «Алые паруса»
4. М. Е. Салтыков - Щедрин «Дикий помещик»
5. Ю. П. Казаков «Тихое утро»
6. Е. И. Носов «Живое пламя»
7. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»
8. А. И. Куприн «Чудесный доктор»
9. К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»
Относительные прилагательные встречаются в названиях 32 произведений. Например:
1. Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»
2. А. С. Пушкин «Зимнее утро», «Медный всадник» «Станционный смотритель»
3. Н. А. Некрасов «Железная дорога»
4. Р. Л.Стивенсон «Вересковы й мёд»
Встречаются в названиях произведений и притяжательные прилагательные. В 6 заголовках произведений, изучаемых в 5 классе, есть этот разряд.
Например:
1. Сказка «Солдатская шинель»
2. Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»
3. К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»
4. В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
5. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Обращение к прилагательным диктуется необходимостью в деталях обрисовать внешность героя: Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сертук с тремя медалями на полинялых лентах…
Прилагательные участвуют и в создании психологического портрета персонажа, описании его привычек, уклада жизни и т.д.: Сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые
Нередко прилагательные характеризуют и поведение героя
Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать,
Являться гордым и послушным,
Внимательным иль равнодушным!
Как томно был он молчалив,
Как пламенно красноречив,
В сердечных письмах так
небрежен!
(А.С. Пушкин)
В русской художественной литературе сложилась богатая традиция стилистического освоения прилагательных-эпитетов в различных описаниях, и прежде всего в пейзажных зарисовках. Например: описания лунной ночи: … Появилась луна, обливая море серебряным блеском. Большая, кроткая, она медленно плыла вверх по голубому своду неба, яркий блеск звезд бледнел и таял в ее ровном, мечтательном свете.
Для описания же реалистической (нередко сниженной) картины лунной ночи привлекаются иные имена прилагательные: [луна] большая, огромная, круглая, рыжая, красная, кроваво-красная; ср.: Диск луны, огромный, кроваво-красный, поднимался за деревьями парка (Купр.).