Иркутск, 2004
Учебно-методическое пособие подготовлено:
Алексеевская Т.И. – к.м.н., доцентом кафедры общественного здоровья и здравоохранения Иркутского государственного медицинского университета.
Рецензенты: Купцевич А.С. – заместитель начальника главного
управления здравоохранения администрации
Иркутской области
Губанова И.И. – начальник Департамента здравоохранения
администрации г. Иркутска
Эффективность в здравоохранении. (Учебно-методическое пособие). – Иркутск, 2004. – 17 с.
В учебно-методическом пособии раскрыты понятия «медицинская эффективность», «социальная эффективность», «экономическая эффективность здравоохранения», изложены основные положения по анализу качества медицинской помощи с использованием различных стандартов, представлены основные методические подходы к оценке эффективности лечебно-оздоровительных мероприятий на основе методики интегральной оценки эффективности медицинской помощи и других современных методик. Пособие предназначено для студентов лечебно-профилактического, педиатрического, медико-профилактического факультетов медицинского университета, интернов, клинических ординаторов кафедры.
Учебно-методическое пособие печатается по решению Центрального координационного Методического Совета ГОУ ВПО ИГМУ МЗРФ
ТЕМА: «ЭФФЕКТИВНОСТЬ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ»
Место проведения занятия - кафедра.
Продолжительность изучения темы - 2 часа.
Цель занятия - овладение основными методиками оценки экономической эффективности лечебно-оздоровительных мероприятии в здравоохранении.
Конкретные задачи
Студент должен знать:
* содержание понятий «медицинская эффективность», «социальная эффективность», «экономическая эффективность»;
* понятие «качество медицинской помощи», «стандарты качества»;
* основные методические подходы к оценке качества и эффективности медицинской помощи;
* методику интегральной оценки эффективности медицинской помощи.
Студент должен уметь:
* использовать в практической деятельности методики оценки экономической эффективности здравоохранения;
* рассчитать интегральный коэффициент эффективности лечебно-оздоровительных мероприятий;
* рассчитать коэффициент экономической эффективности различных методов диагностики и лечения.
План проведения занятия:
Первый этап занятия:
*Вводное слово преподавателя (тема занятия согласно тематического
плана практических занятий, определение цели и задач занятия – 5 мин.
* Тестовый и устный контроль по вопросам к теме занятия – 15 мин.
* Заключение преподавателя по результатам опроса. Обратить внимание
на основные разделы темы – 10 мин.
Второй этап занятия:
* Освоение методик расчета основных показателей, характеризующих
виды эффективности здравоохранения.
Самостоятельная работа с учебными, учебно-методическими пособиями, решение ситуационных задач, вычисление показателей медицинской, экономической и интегральной эффективности – 45 мин.
* Подведение итогов выполнения заданий, контроль итоговых знаний студентов – 15 мин.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕМЫ
Важным разделом экономики здравоохранения является оценка эффективности лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических и научно-исследовательских мероприятий в области охраны здоровья населения. Можно выделить два подхода к оценке эффективности здравоохранения.
Первый подход заключается в оценке эффективности здравоохранения в широком смысле - как отрасли в общественном производстве. Эффективность здравоохранения как системы рассматривается как отношение полученного результата к затратам.
Второй подход позволяет оценить эффективность в узком смысле: как эффективность медицинской помощи, оказываемой конкретным врачом, в конкретном учреждении здравоохранения. Эффективность медицинской помощи – это характеристика, отражающая степень достижения конкретных результатов при определенных материальных, временных и трудовых затратах.
При оценке эффективности здравоохранения как отрасли в общественном производстве, необходимо различать понятия «эффект» и «эффективность». Эффект в здравоохранении характеризует медицинские, социальные и экономические результаты метода, вмешательства, мероприятия. Эффективность - понятие более широкое, характеризующее эффект и показывающее, как использовались материальные, трудовые и финансовые ресурсы при данном методе, вмешательстве, мероприятии. Различают следующие виды эффективности здравоохранения: медицинская, социальная, экономическая.