Использование логоритмических упражнений в работе по стимуляции речевого развития детей раннего возраста
Кузнецова М.Ю., учитель-логопед
МБДОУ «ЦРР-д\с «Рябинушка»
Основными задачами в работе с детьми раннего возраста являются:
· Стимулирование любых звуковых реакций ребенка;
· Вызывание интонационно окрашенных модуляций;
· Вызывание «реплик», сопровождающих бытовую деятельность, создание мотивации к использованию вербальной речи в быту;
· Стимулирование ребенка к сопровождению игровой деятельности доступными вокализациями (оп, топ-топ, бах).
Одним из эффективным приемов для достижения поставленных задач является – логоритмика, где музыка, движение и речь соединяются в одно.
В результате многочисленных исследований было научно установлено, что музыка и движения действительно содействует более активному развитию детей.
Плюсами использования логоритмических упражнений в работе по стимуляции речевого развития детей раннего возраста являются:
Музыка в сочетании с движениями способствует формированию нейронных связей, а именно от их количества зависят все умственные способности. Прослушивание музыки стимулирует сообщение между правым и левым полушариями мозга, его различными отделами, ускоряет обработку информации.
Помогает в изучении точных наук, стимулирует развитие математических способностей. В древней Греции музыка считалась, собственно, частью математической науки. Все дело здесь в ритме и скорости музыки, эти параметры помогают ребенку научиться ориентироваться во времени, точнее оценивать различные временные отрезки.
Стимулирует развитие речи. Это влияние осуществляется двумя путями. Первый, непосредственный, — это пение. Подпевая любимым песням, ребенок тренирует артикуляцию и восприятие речи на слух, причем делает это с большим удовольствием, без принуждения. Второй путь — опосредованный. Звуки музыки стимулируют образование нейронных связей в участках мозга, которые отвечают за распознавание и построение речи.
Улучшает концентрацию внимания и кратковременную память, что положительно сказывается на любых занятиях. Кроме того, положительные эмоции, которые вызывает музыка, мотивируют и стимулируют ребенка, то есть он охотнее выполняет задания взрослого.
Активизирует развитие творческих способностей, причем даже тех, которые не связаны напрямую с музыкой. Прослушивание Эмоционально «богатой» музыки — классической, эстрадно-джазовых композиций пробуждает фантазию ребенка. Он начинает представлять чувства тех, кто написал мелодию, пытается понять, о чем она. Таким образом, музыка дает толчок к развитию образного и абстрактного мышления.
Приобщает к миру музыкального искусства, обеспечивая эстетическое развитие ребенка.
Стабилизирует эмоциональное благополучие ребёнка.
Поддерживает и сохраняет психологическое здоровье.
Особенности работы с детьми раннего возраста
Так как дети раннего возраста познают мир с помощью взрослого, занятия с малышами должны быть основаны больше на подражании. Ребенок, наблюдая за взрослым, повторяет его движения, действия, слова. Поэтому меньше длинных объяснений. Больше действий.
Обучение малышей возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции. Игра - самый лучший метод эмоционального подъема. Если ребенку не интересно, он просто отвернется или уйдет.
Чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократно повторять пройденный материал. Малыши любят играть или петь уже знакомые песенки.
Музыкальный материал должен соответствовать возрасту ребенка (от простого к сложному) и соответствовать опыту ребенка.
Внимание у маленьких детей кратковременное. Поэтому занятие планирую так, чтобы избежать переутомления, для этого использую смену музыкальной деятельности, чередую активные и пассивные игры, а также варьирую игры, например, сокращаю игру если дети устали, либо расширяю.
Малышам нужна положительная оценка. Стараюсь отмечать любые его достижения, даже самые скромные. Хлопаю вместе с ним после выполненного задания.
С каждым новым занятием материал должен усложняться и привноситься новая информация. Обязательно должно быть повторение уже пройденного материала. То есть на каждом занятии повторяю старый материал, включаю новый, на занятиях использую примерно 80% знакомого материала и 20% нового материала, а также детям нравятся элементы сюрприза и неожиданности.
На занятие с малышами использую 3-4 вида музыкальной деятельности: это может быть обыгрывание песенки, музыкальная игра, музыкально-ритмическое упражнение, слушание, игровой массаж или игра на музыкальных инструментах.
Авторы, используемых песен на занятиях с детьми раннего возраста:
Федорова Марина, Деряпкина Юля, Мария Иванова и Анастасия Логачевская, Железновы Екатерина и Сергей.
Структура занятий, которой придерживается педагог, должна оставаться одной и той же. Это важно для раннего возраста. Детям важна предсказуемость, она дает им уверенность и комфорт. Также детям важно начитать и заканчивать занятие ритуалами.
Как сделать занятие более эффективным:
1. Педагог должен продумать занятие заранее.
2. Речевой и музыкальный материал должен отвечать возрасту ребенка. Методика только игровая.
3. Занятия должны включать разные виды деятельности.
4. Наличие яркого материала (музыкальные игрушки и инструменты, дидактические игры, записи музыки и многое другое).
5. Занятия должны быть эмоционально насыщенными, веселыми и интересными.