РАСЧЁТ ФАКТИЧЕСКИХ ЗНАЧЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАДЁЖНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ СИСТЕМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВТОМАТИКИ И ТЕЛЕМЕХАНИКИ




ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

1.1 Настоящая «Методика расчёта показателей надёжности и безопасности функционирования железнодорожной автоматики и телемеханики», далее – Методика, распространяется на системы электрической централизации стрелок и сигналов, автоматической и полуавтоматической блокировки, системы горочной автоматической централизации, системы диспетчерской централизации, в дальнейшем –.системы железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ).

1.2 Настоящая Методика предназначена для расчета надежности и безопасности функционирования систем железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ) на этапе их эксплуатации.

1.3 В методике разработаны единые унифицированные методы расчета допустимых и фактических значений показателей надежности и безопасности функционирования систем ЖАТ.

1.4 Полученные с использованием настоящей Методики результаты могут использоваться:

– непосредственно для анализа надежности и безопасности систем ЖАТ;

– в качестве исходных данных в следующих методиках из методологии УРРАН:

- Методика оценки рисков, связанных с функционированием систем железнодорожной автоматики и телемеханики ОАО «РЖД».

- Методика оценки функционального ресурса технических средств железнодорожной автоматики и телемеханики.

- Методика оценки стоимости жизненного цикла систем ЖАТ на основе методологии УРРАН.

- Методика комплексной оценки деятельности структурных подразделений хозяйства автоматики и телемеханики по показателям надежности и безопасности функционирования, качества технического обслуживания и ремонта систем и устройств.

- Методика определения эффективности эксплуатации и модернизации систем ЖАТ в зависимости от классификации ж.д. линий.

 

 


НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

 

2.1 ГОСТ 32192-2013 Надежность в железнодорожной технике. Основные понятия. Термины и определения.

2.2 СТО РЖД 02.046-2014 Классификация инцидентов, вызывающих нарушения графика движения поездов.

2.3 ГОСТ Р54897-2012 Системы железнодорожной автоматики и телемеханики на станциях. Требования и безопасности и методы контроля.

2.4 ГОСТ Р54900-2012 Системы железнодорожной автоматики и телемеханики на перегонах железнодорожных линий. Требования безопасности и методы контроля.

2.5 СТО РЖД 02.044-2011 Управление ресурсами, рисками и надежностью на этапах жизненного цикла (УРРАН). Термины и определения.

2.6 ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения.

2.7 ГОСТ Р 54504-2011 Безопасность функциональная. Политика, программа обеспечения безопасности. Доказательство безопасности объектов железнодорожного транспорта.

2.8 ГОСТ Р 54899-2012 Системы диспетчерской централизации и диспетчерского контроля движения поездов. Требования безопасности и методы контроля.

2.9 СТО РЖД 1.19.008-2009 Системы и устройства железнодорожной автоматики и телемеханики сортировочных станций. Технические требования.

 


ТЕРМИНЫИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

3.1 В настоящей методике применены термины по ГОСТ 32192-2013, ГОСТ Р53431-2009, ГОСТ 54504-2011, СТО РЖД 02.046-2014 и СТО РЖД 02.044-2011

3.2 Объект – любая функциональная единица, которую можно рассматривать в отдельности [5].

3.3 Система – совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов [5].

3.4 Устройство – техническое средство для выполнения одной или нескольких требуемых функций [5]

3.5 Железнодорожная техника – техническое средство или совокупность технических средств, предназначенные для обеспечения перевозочного процесса на железнодорожном транспорте [1].

3.6 Работоспособное состояние – состояние объекта, при котором он способен выполнить все предусмотренные техническими требованиями функции при условии, что предоставлены необходимые ресурсы [5].

3.7 Неработоспособное состояние – состояние объекта, при котором он неспособен выполнить все предусмотренные техническими требованиями функции по любой причине [5].

3.8 Предотказное состояние железнодорожной техники – это неисправное состояние железнодорожной техники, при котором вероятность ее перехода в неработоспособное состояние в течение заданной наработки не превышает допустимого значения [1].

3.9 Инцидент – событие, вызванное переходом железнодорожной техники в неработоспособное состояние, отклонением от заданных режимов выполнения технологических процессов на инфраструктуре ОАО «РЖД», в том числе по причине внешнего воздействия, и повлекшее за собой нарушение графика движения поездов [2].

3.10 Отказ – событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта [5].

3.11 Опасный отказ железнодорожной автоматики и телемеханики – это событие, при котором нарушаются работоспособное и защитное состояния системы автоматики и телемеханики [ГОСТ Р 53431-2009].

3.12 Восстановление (железнодорожной техники) – событие, при котором после неработоспособного состояния железнодорожной техники наступает работоспособное состояние.

3.13 Надежность (железнодорожной техники) – способность железнодорожной техники выполнять предусмотренные техническими требованиями функции в течение определенной наработки или периода эксплуатации при установленных в нормативной и (или) технической документации условиях применения, технического содержания, хранения и транспортирования [1].

3.14 Показатель надежности (железнодорожной техники) – количественная характеристика одного или нескольких свойств, составляющих надежность железнодорожной техники [1].

Значение показателя надежности может быть [1]:

– нормативным (регламентировано в нормативной документации);

– допустимым (определяют исходя из текущих требований к железнодорожной технике, зависящих от определенных условий перевозочного процесса и связанных с ними рисков);

– проектным (задано проектной (технической) документацией на железнодорожную технику);

– фактическим (определяют по реальным данным эксплуатации).

3.15 Наработка между отказами (железнодорожной техники) – суммарная наработка железнодорожной техники между двумя последовательными отказами [1].

3.16 Интенсивность отказов (железнодорожной техники) – условная плотность распределения вероятности возникновения отказа железнодорожной техники, определяемая при условии, что до рассматриваемого момента времени отказ не возник [1].

3.17 Время до восстановления (железнодорожной техники) – интервал времени от момента отказа железнодорожной техники до момента восстановления работоспособного состояния (если момент отказа не определен, то предполагают, что интервал времени начинается после обнаружения отказа) [1].

3.18 Среднее время до восстановления (железнодорожной техники) – математическое ожидание интервала времени от момента отказа железнодорожной техники до момента восстановления ее работоспособного состояния [1].

3.19 Коэффициент готовности (железнодорожной техники) – вероятность того, что железнодорожная техника окажется в работоспособном состоянии в произвольный момент времени, кроме планируемых периодов, в течение которых применение железнодорожной техники по назначению не предусматривается.

3.20 Функциональная безопасность – свойство объекта железнодорожного транспорта, связанного с безопасностью, выполнять требуемые функции безопасности при всех предусмотренных условиях течение заданного периода времени [7].

3.21 Показатель безопасности – количественная или качественная характеристика одного или нескольких свойств, составляющих безопасность объекта [7].


ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

4.1 Расчет значений показателей надежности и безопасности в настоящей методике приведен в соответствии с методологией управления ресурсами, рисками на всех этапах жизненного цикла объектов и техники на основе анализа надёжности (УРРАН).

4.2 Перечень показателей надежности и безопасности и их значений, рассчитываемых с использованием настоящей методики, представлен в таблице 4.1 [17].

 

Таблица 4.1 Перечень показателей надежности и безопасности

Показа-тель Обозна-чение показа-теля Значение показателя Обозначе-ние значения показателя Название величины
         
Интенсивность отказов железнодорожной техники*[1] Допусти-мое значение Допустимое значение интенсивности отказов системы ЖАТ
Фактичес-кое значение Фактическое значение интенсивности отказов системы ЖАТ
Интенсивность опасных отказов железнодорожной техники* [1] Допусти-мое значение Допустимое значение интенсивности опасных отказов системы ЖАТ
Фактичес-кое значение Фактическое значение интенсивности опасных отказов системы ЖАТ

 

 

Продолжение таблицы 4.1

         
Среднее время до восстановления железнодорожной техники* [1] Фактичес-кое значение Фактическое значение среднего времени до восстановления системы ЖАТ
Коэффициент готовности железнодорожной техники [1] Фактичес-кое значение Фактическое значение коэффициента готовности системы ЖАТ
Примечание: * – железнодорожная техника рассматривается применительно к системам ЖАТ.

 

4.3 Значения всех перечисленных в таблице 4.1 показателей в настоящей методике являются точечными оценками соответствующих случайных величин.

4.4 В методике используются математические модели, основанные на следующих допущениях:

– при оценке надежности считают, что каждое устройство в целом находятся в одном из двух состояний – работоспособном или неработоспособном; при оценке безопасности – в опасном и неопасном состоянии соответственно;

– отказы элементов, в том числе и опасные, – события независимые и случайные;

– интенсивность отказов устройств, из которых состоит система ЖАТ, в течение срока их службы в одних и тех же условиях и рабочих режимах является постоянной;

– отключённое состояние любого устройства, входящего в состав системы ЖАТ, приравнивается к режиму хранения;

– все предотказные состояния системы ЖАТ рассматриваются, как события, приводящие к переходу системы в неработоспособное состояние с вероятностью ;

– инциденты учитываются только вида «отказ в работе технических средств», без разделения по степени критичности последствий и влияния на график движения поездов;

– время до восстановления предотказных состояний систем ЖАТ не учитывается;

– расчет фактических значений показателей безопасности осуществляется на основе учета только тех опасных отказов, которые приводят к инцидентам вида «отказ в работе технических средств» первой категории;

– все замечания о работе устройств ЖАТ приводят к отказам систем ЖАТ с вероятностью .

4.5 Исходные данные о моментах наступления различных событий, используемые для расчета фактических значений показателей надежности и безопасности, формируются на основе отчетов по результатам автоматического и неавтоматического обнаружения отказов, а также отчетов по результатам установленных ревизий (проверок).

4.6 Данные о замечаниях, отказах, предотказных состояниях и инцидентах размещены в различных информационных системах, из которых они должны предоставляться в виде отчетов:

АСУ-Ш-2 (КЗ УО-ЖАТС, КЗ-АЛСН), КАС АНТ – данные об отказах.

КАСАТ – данные о состоянии технических средств.

СТДМ – данные о предотказных состояниях.

ЕК АСУИ – данные о предотказах и замечаниях.

АС-КМО – дополнительные данные об отказах и замечаниях, выявленных в результатах ревизий.

4.7 С целью обеспечения возможности применения в настоящей методике статистических данных о событиях, связанных с функционированием систем ЖАТ, отчеты информационных систем должны обрабатываться с использованием Методики сбора, обработки и представления данных, связанных с функционированием систем железнодорожной автоматики и телемеханики и соответствующих утвержденных классификаторов.

4.8 Расчет фактических значений показателей надежности и безопасности функционирования систем ЖАТ содержит несколько последовательно реализуемых этапов:

1. Подготовка исходных данных.

2. Вычисление фактических значений показателей надёжности и безопасности систем ЖАТ.

3. Вычисление прогнозных значений показателей надежности.

4.9 Расчет допустимых значений показателей надежности осуществляется на основе предварительной оценки рисков функционирования систем ЖАТ. Расчет допустимых значений показателей безопасности осуществляется на основе требований ГОСТ [3], [4].

4.10 При единстве применения методики результаты расчета показателей надежности и безопасности для систем электрической централизации стрелок и сигналов, автоматической и полуавтоматической блокировки, систем горочной автоматической централизации и систем диспетчерской централизации различаются, так как каждой рассматриваемой системе ЖАТ за заданный период наблюдения соответствуют свои статистические данные об отказах, предотказных состояниях и замечаниях.

 

 


РАСЧЁТ ФАКТИЧЕСКИХ ЗНАЧЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАДЁЖНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ СИСТЕМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВТОМАТИКИ И ТЕЛЕМЕХАНИКИ

5.1 Подготовка исходных данных

5.1.1 Исходные данные представляют собой статистическую выборку о моментах времени наступления событий, связанных с функционированием системы ЖАТ за расчетный период, полученную с использованием Методики сбора, обработки и представления данных, связанных с функционированием систем железнодорожной автоматики и телемеханики.

5.1.2 Отсчет событий начинают с момента времени 00:00 заданного z -го месяца и календарного года, соответствующего началу интервала сбора статистических данных. Интервал сбора статистических данных должен составлять не менее трех последних календарных лет, прошедших до момента времени на который осуществляется расчет показателей надежности и безопасности.

5.1.3 Исходные статистические данные, получают с использованием:

– Методики сбора, обработки и представления данных, связанных с функционированием систем железнодорожной автоматики и телемеханики.

– Классификатора отказов и предотказных состояний устройств ЖАТ, выполняемых средствами систем технической диагностики и мониторинга.

– Классификатора отступления от норм содержания.

5.1.4 Данные упорядочивают в порядке возрастания даты и времени наступления событий и сводят в таблицы:

– исходные данные об отказах устройств ЖАТ;

– исходные данные о предотказных состояниях устройств ЖАТ;

– исходные данные о замечаниях к техническому состоянию устройств ЖАТ.

5.1.5 Формат и перечень исходных данных об отказах устройств ЖАТ представлен в таблице 5.1.

Таблица 5.1 Исходные данные об отказах устройств ЖАТ

№ п/п Тип события Условный номер исходного события Дата наступления события, (число:месяц:год) Время наступления события, (часы:минуты) Причина
           

 

5.1.6 При заполнении таблицы 5.1:

– В столбце 1 (№ п/п) приводят сквозную нумерацию записей от номера 1 в порядке возрастания при добавлении каждой новой строки записи. События перечисляются последовательно в порядке их возникновения во времени. Событие, соответствующее началу выборки размещается в верхней строке таблицы, а соответствующее окончанию – внизу.

– В столбце 2 (тип события) указывают типы регистрируемых событий. Возможные значения: отказ, восстановление, инцидент первой категории опасный.

– В столбце 3 (условный номер события) всем событиям присваивают условные номера в порядке их возрастания, начиная от единицы. Новые номера присваиваются всем отказам. События типа «восстановление» привязываются только к различным отказам и инцидентам, поэтому они имеют тот же номер, что и соответствующий отказ или инцидент.

– В столбце 4 (дата наступления события) регистрируется дата наступления (или обнаружения) соответствующих событий в числовом формате в виде «число.месяц.год».

– В столбце 5 (время наступления события) фиксируется время наступления соответствующих событий в 24 часовом формате вида «часы:минуты».

– В столбце 6 (причина) указывают причину выявленного отказа. Возможные значения: «Технические средства», «Человеческий фактор»

5.1.7 Формат и перечень исходных данных о предотказных состояниях систем ЖАТ представлен в таблице 5.2.

Таблица 5.2 Исходные данные о предотказных состояниях устройств ЖАТ

№ п/п Общее количество выявленных новых отклонений параметров Дата обнаружения, (число:месяц:год) Время обнаружения, (часы:минуты) Тип
         

 

5.1.8 При заполнении таблицы 5.2:

– Столбец 1 (№ п/п) заполняют аналогично столбцу 1 таблицы 5.1.

– В столбце 2 (общее количество выявленных новых отклонений параметров) указывают количество выявленных новых предельных отклонений рабочих параметров, ранее выявленные не устраненные предельные отклонения не учитываются.

– Столбец 3 (дата обнаружения) заполняется аналогично столбцу 4 таблицы 5.1.

– Столбец 4 (время обнаружения) заполняется аналогично столбцу 5 таблицы 5.1.

– В столбце 5 (тип) – указывается тип в соответствии с классификатором отказов и предотказных состояний устройств ЖАТ, выполняемых средствами систем технической диагностики и мониторинга.

5.1.9. Формат и перечень исходных данных о замечаниях к техническому состоянию устройств ЖАТ представлен в таблице 5.3.

 

 

Таблица 5.3 Исходные данные о замечаниях к техническому состоянию устройств ЖАТ

№ п/п Общее количество выявленных замечаний к состоянию устройств ЖАТ Дата выявления замечаний, (число:месяц:год) Время выявления замечаний, (часы:минуты) Тип
         

 

5.1.10 При заполнении таблицы 5.3:

– Столбец 1 (№ п/п) заполняют аналогично столбцу 1 таблицы 5.1.

– В столбце 2 (общее количество выявленных замечаний к состоянию устройств ЖАТ) указывают количество выявленных новых замечаний к состоянию устройств ЖАТ, ранее выявленные не устраненные замечания не учитываются.

– Столбец 3 (дата выявления замечаний) заполняется аналогично столбцу 4 таблицы 5.1.

– Столбец 4 (время выявления замечаний) заполняется аналогично столбцу 5 таблицы 5.1.

– В столбце 5 (тип) – указывается тип замечаний в соответствии с классификатором отступления от норм содержания. Если замечания относятся к разным типам, то количество замечаний каждого типа записывают в отдельную строку таблицы.

5.1.11 После сбора исходных данных в таблицах 5.1-5.3 осуществляют преобразование моментов времени наступления различных событий в часы, прошедшие с начала отсчета 00:00 01 января календарного года, соответствующего началу расчетного периода. При этом в каждой таблице отдельно переводят в часы значения из столбцов, соответствующих дате события, и столбцов, характеризующих время события.

5.1.12 Каждому из чисел ставится в соответствие переменная:

– столбец 4 таблицы 5.1 и столбец 3 таблиц 5.2 и 5.3:

«число.месяц.год»= x.y.z

– столбец 5 таблицы 5.1 и столбец 4 таблиц 5.2 и 5.3:

«часы:минуты»= f:q.

где – число в календарном месяце, соответствующее рассматриваемому событию из столбца 4 таблицы 5.1 или столбца 3 в таблицах 5.2 и 5.3;

– номер календарного месяца () из столбца 4 таблицы 5.1 или столбца 3 в таблицах 5.2 и 5.3;

– календарный год, когда наступило рассматриваемое событие из столбца 4 таблицы 5.1 или столбца 3 в таблицах 5.2 и 5.3;

- значение астрономического часа в столбце 5 таблицы 5.1 или в столбце 4 таблиц 5.2 и 5.3;

– количество прошедших от начала часа минут в столбце 5 таблицы 5.1 или в столбце 4 таблиц 5.2 и 5.3.

5.1.13 Время наступления события, выраженное в часах, прошедших с 00:00 01 января календарного года, соответствующего началу расчетного периода, определяется по формуле:

, (5.1)

где – выраженное в часах с округлением до сотых время наступления события из столбца 5 таблицы 5.1 или столбца 4 таблиц 5.2 и 5.3.

– выраженная в часах дата наступления события из столбца 4 таблицы 5.1 или столбца 3 в таблицах 5.2 и 5.3.

5.1.14 Величина вычисляется по формуле:

, (5.2)

где - количество прошедших от начала часа минут, выраженное в долях астрономического часа и определяемое по формуле:

. (5.3)

5.1.15 Величина определяется из формулы:

, (5.4)

где – количество астрономических часов, прошедших от начала текущего на момент наступления события календарного месяца до даты, указанной в столбце 4 таблицы 5.1 или столбце 3 таблиц 5.2 и 5.3.

– количество астрономических часов, прошедших от начала текущего на момент события календарного года, до текущего месяца, указанного в столбце 4 таблицы 5.1 или столбце 3 таблиц 5.2 и 5.3.

– количество астрономических часов, прошедших с начала расчетного периода до начала текущего на момент наступления события календарного года, указанного в столбце 4 таблицы 5.1 или столбце 3 таблиц 5.2 и 5.3.

5.1.16 Расчет величины осуществляют по формуле:

, (5.5)

5.1.17 Расчет величины осуществляют по формуле:

(5.6)

где – количество дней в i -ом месяце.

5.1.18 Расчет величины осуществляют по формуле:

(5.7)

где – календарный год, соответствующий началу анализируемого периода;

– количество дней в j -ом году.

5.1.19 Корректируют значения времени наступления событий с учетом номера месяца, соответствующего началу расчетного периода. При этом сначала по формулам (5.1)-(5.7) определяют количество часов, прошедшее с 00:00 01 января календарного года, соответствующего началу расчетного периода, до 00:00 расчетного месяца z. Затем находят результирующее значение времени наступления события по формуле:

. (5.8)

5.1.20 Полученные с использованием формулы (5.8) результаты расчета моментов времени наступления событий относительно момента фиксации начала расчетного периода сводят в таблицы:

– таблица 5.4 – исходные данные об отказах устройств ЖАТ с моментами наступления событий, выраженными в часах;

– таблица 5.5 – исходные данные о предотказных состояниях устройств ЖАТ с моментами наступления событий, выраженными в часах;

– таблица 5.6 – исходные данные о замечаниях к техническому состоянию устройств ЖАТ с моментами выявления замечаний, выраженными в часах.

Таблица 5.4 Исходные данные об отказах устройств ЖАТ с моментами наступления событий, выраженными в часах

№ п/п Тип события Условный номер исходного события Время наступления события , час Причина
         

Таблица 5.5 Исходные данные о предотказных состояниях устройств ЖАТ с моментами наступления событий, выраженными в часах

№ п/п Общее количество выявленных новых отклонений параметров Время обнаружения , час Тип
       

Таблица 5.6 Исходные данные о замечаниях к техническому состоянию устройств ЖАТ с моментами выявления замечаний, выраженными в часах

№ п/п Общее количество выявленных замечаний к состоянию устройств ЖАТ Время выявления замечания , час Тип
       

5.1.21 Для расчета фактического значения интенсивности опасных отказов системы ЖАТ вычисляют:

– количество событий типа «инцидент первой категории опасный» в таблице 5.2 и фиксируют в качестве переменной ;

– количество событий всех типов, кроме типа «восстановление» из таблицы 5.4 и фиксируют в качестве переменной ;

– количество строк в таблице 5.5 и фиксируют в качестве переменной ;

– количество строк в таблице 5.6 и фиксируют в качестве переменной .

5.1.22 При определении фактических значений показателей надежности системы ЖАТ, на основе таблицы 5.4 дополнительно формируют таблицу уточненных данных об отказах устройств ЖАТ (см. таблицу 5.7).

5.1.23 При формировании таблицы 5.7:

– Все события типов «инцидент первой категории опасный», «инцидент первой категории неопасный», отказ, объединяют в общий тип «отказ», записывая новый тип в столбце 2 таблицы 5.7;

– Если в полученной таблице 5.7 имеются группы строк, где между событием «отказ» и событием «восстановление» с одинаковым исходным условным номером встречаются события «отказ» с другими условными номерами, то группы событий из соответствующих строк объединяются в одно, представляющее собой результирующий отказ. Начало результирующего отказа соответствует первому зафиксированному отказу в выделенной группе, а окончание – восстановлению последнего отказа в группе. Каждому результирующему отказу присваивают сквозной условный номер, который указывается в столбце 5 таблицы 5.7. Тот же номер присваивают остальным событиям группы. В случае, если строки таблицы указанных групп не образуют, то результирующие номера присваиваются, по аналогии с таблицей 5.1;

– из таблицы 5.7 исключают промежуточные строки, кроме первой и последней, относящейся к каждому событию с одинаковым результирующим номером, после чего столбец 3 «условный номер исходного события» можно удалить.

5.1.24. В результате преобразований в таблице 5.7 получается неубывающая последовательность условных номеров результирующих событий, причем каждый результирующий номер соответствует одному отказу и одному восстановлению.

Таблица 5.7 Уточненная таблица данных об отказах устройств ЖАТ

№ п/п Тип события Условный номер исходного события Время наступления события, час Условный номер результирующего события Причина
           

 

5.1.25 Таблицы 5.7., 5.5 и 5.6 представляют исходные данные для расчета таких показателей, как наработка между отказами, наработка между опасными отказами, время до восстановления.

5.1.26 Значения и , , являются исходными данными для расчета фактического значения интенсивности опасных отказов.

5.2. Определение интервалов времени между наступлением событий

5.2.1 Обрабатывают таблицу 5.7. На ее основе вычисляют параметры:

– наработки между отказами ;

– времена до восстановления .

5.2.2 Каждому вычисленному значению параметров и присваивают индекс i, который соответствует условному номеру результирующего события из таблицы 5.7.

5.2.3 Так как i -ая наработка между отказами есть интервал времени между моментом наступления восстановления после i -1 отказа и моментом наступления i -го отказа (индекс i определяется столбцом 5 таблицы 5.7), то ее следует вычислять по формуле:

, (5.9)

где – момент наступления i -го отказа из таблицы 5.7;

– момент наступления i -1-го восстановления из таблицы 5.7.

5.2.4 Для первого отказа в качестве момента наступления предыдущего восстановления следует брать время начала расчетного периода t =0.

5.2.5 Так как i -ое время до восстановления есть интервал времени между наступлением i -ого отказа и наступлением i -го восстановления, то его следует вычислять по формуле:

. (5.10)

5.2.6 Если требуется оценить влияние на надежность конкретной причины, то непосредственно перед вычислением значений времени восстановления и наработки между отказами исходную таблицу 5.7 прореживают, оставляя в ней только те отказы, которые обусловлены анализируемой причиной.

5.2.7 Результаты расчета наработок между отказами и времен до восстановления сводят в таблицу аналогичную таблице 5.8.

Таблица 5.8 Наработки между отказами и времена до восстановления

№ п/п Характеристика Обозначение Значение, ч
       

 

5.2.8 В таблице 5.8:

В столбце 1(№ п/п) указывают условный номер вычисленного значения характеристики. Нумерация в столбце сквозная от единицы.

В столбце 2 (Характеристика) указывают вид характеристики. Возможные значения характеристики: наработка между отказами, время до восстановления.

В столбце 3 (Обозначение) приводят обозначение характеристики. Возможные значения: , , причем индекс i соответствует номеру последнего из событий, указанному в столбце 5 в таблице 5.7, по которым вычислялась i -ая характеристика.

В столбце 4 (Значение) указывают вычисленное значение соответствующего интервала времени (наработки между отказами, времени до восстановления) с округлением до сотых долей часа.

5.2.9 Обрабатывают таблицы 5.5 и 5.6. Для этого вычисляют интервалы времени между:

– обнаруживаемыми предотказными состояниями устройств ЖАТ– в таблице 5.5;

– выявленными замечаниями к состоянию устройств ЖАТ – в таблице 5.6.

При этом:

– Если требуется анализировать влияние на надежность системы ЖАТ предотказных состояний или замечаний конкретного типа исходные таблицы прореживают, оставляя в них только события исследуемого типа.

– Если осуществляется общий анализ влияния предотказных состояний, то строки таблицы 5.5, соответствующие одинаковым моментам времени наступления объединяют в одну, записывая в итоговой строке суммарное количество выявленных отклонений параметров (столбец 2).

– Если осуществляется общий анализ влияния выявленных замечаний, то строки таблицы 5.6, соответствующие одинаковым моментам времени наступления объединяют в одну, записывая в итоговой строке суммарное количество выявленных замечаний (столбец 2).

5.2.10 Интервалы времени между различными предотказными состояниями устройств ЖАТ определяют по формуле:

, (5.11)

где – момент обнаружения i -го предотказного состояния из таблицы 5.5;

– момент обнаружения i -1-го предотказного состояния из таблицы 5.5.

Индекс i соответствует значению в столбце 1 таблицы 5.5.

Для расчета первого значения в качестве задать 0.

5.2.11 Результаты расчета сводят в таблицу, аналогичную 5.9

 

Таблица 5.9 Интервалы времени между предотказными состояниями системы ЖАТ

№ п/п Обозначение Общее количество выявленных новых отклонений параметров Значение, ч
       

5.2.12 В таблице 5.9.

В столбце 1(№ п/п) указывают условный номер вычисленного значения характеристики. Нумерация в столбце сквозная от единицы.

В столбце 2 (Обозначение) приводят обозначение характеристики. Возможные значения: , причем индекс i соответствует индексу в расчетной формуле (5.11).

В столбце 3 (общее количество выявленных новых отклонений параметров) указывают значения из столбца 2 таблицы 5.5, причем индекс i соответствует значению в столбце 1 таблицы 5.5.

В столбце 4 (Значение) указывают вычисленное значение соответствующего интервала времени с округлением до сотых долей часа.

5.2.13 Интервалы времени между замечаниями к состоянию устройств ЖАТ определяют по формуле:

, (5.12)

где – момент выявления i -го замечания к техническому состоянию устройств ЖАТ из таблицы 5.6;

– момент выявления i -1-го замечания к техническому состоянию устройств ЖАТ из таблицы 5.6.

Индекс i соответствует значению в столбце 1 таблицы 5.6.

Для расчета первого значения в качестве задать 0.

5.2.14 Результаты расчета сводят в таблицу, аналогичную 5.10

 

Таблица 5.10 Интервалы времени между замечаниями к состоянию системы ЖАТ

№ п/п Обозначение Общее количество выявленных замечаний к состоянию устройств ЖАТ Значение, ч
       

 

5.2.15 В таблице 5.10.

В столбце 1(№ п/п) указывают условный номер вычисленного значения характеристики. Нумерация в столбце сквозная от единицы.

В столбце 2 (Обозначение) приводят обозначение характеристики. Возможные значения: , п



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: