Тема: Контроль и оценка образовательного процесса на уроках музыкального
Воспитания младших школьников
Задание для группы 2-11в:
1. Изучить материал и кратко законспектировать
2. Выполнить Задание 1 (в конце материала)
3. Прослушать 2 номера из кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский»:
«А и было дело на Неве-реке», «Вставайте, люди русские»
4. Добавить эти произведения в наш перечень для музыкальной викторины
Отметочная система балл-рейтинг
Система Травина - Зарубина (балл-рейтинг), помогает с учетом показателей успешности учащихся на уроке соотнести количественную и качественную оценку достижений школьников.
1. Каждое позитивное действие ученика на уроке поощряется жетонами-баллами от 1 до 5, в зависимости от качества этого действа. По своей активности школьник может "заработать" на уроке любое количество баллов. Возникает альтернатива: получить балл за качественные ответы, или частые, но простые. И то, и другое значительно активизирует учеников.
2. Отрицательные отметки упразднены. Любое количество баллов идёт в "плюс" ученику. Роль мотиватора играет не страх перед наказанием, а нежелание отстать от других.
3. Ученики получают возможность накапливать баллы в течение месяца, четверти, триместра. Это позволят максимально объективизировать итоговые оценки. Они становятся действительно итогом долгого, упорного труда.
4. Итоговый подсчет проводится в виде рейтинга. Ученик, набравший большее количество баллов в классе получает первое место, второй- второе и т. д. до последнего.
5. Итоговый рейтинг легко адаптировать в традиционные четвертные отметки. Здесь возможен объективный и личностный подход. При объективном: ученикам, вошедшим в первую пятёрку (семёрку, десятку) выставляется "5", следующей пятерке (семёрке, десятке) "4" и т. д.
При субъективном подходе, рассматривается личностный рост показателей школьника. Например, если ученик повысил свой рейтинг по сравнению с предыдущей четвертью, он получает"5", сохранил результат "4", снизил "3".
Результативность системы " балл-рейтинг " заключается в следующем:
· значительно возрастает общая активность школьников на уроках;
· более объективно оцениваются процессы мышления, творческие проявления учащихся; - появляется возможность сравнивания ученика с самим собой (даже получая положительные итоговые оценки, ученик, снизивший рейтинг, воспринимает это как сигнал к активности).
· исчезают (частые в учительской практике) случаи не оценённых ответов, не отмеченных действий ученика.
Сложность оценки - музыкальная деятельность является творчеством.
В оценке результатов необходимо ориентироваться на индивидуальные особенности и способности ребёнка.
Спецификой уроков музыки в оценивании является то, что надо учитывать не только знания, умения, навыки (исполнение музыки, высказывания о музыке), но и эмоциональную отзывчивость ребёнка.
Э.А.Абдулин предлагает следующие критерии оценки учащихся начальной школы на уроках музыки:
Выявляется 3 критерия по которым оценивается исполнение (ответ) на уроке музыки:
1. – проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё; высказывания о прослушанном или исполненном произведении;
2. – активные усилия школьников, обнаруженные в ходе поисковых ситуаций, и умение пользоваться прежде всего ключевыми значениями в процессе восприятия музыки;
3. – рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки (данных) ученика и его активности на занятиях.
Отметки
«5» - соответствие 3-м или 2-м критериям;
«4 » - соответствие 2-м или одному критерию;
«3 » - отсутствие соответствия данным критериям;
«2 » - на уроках музыки недопустимы.
Критерии оценивания пения как вида учебной деятельности на уроках музыки в начальной школе.
Пение – «5 »: поёт –
· интонационно чисто;
· ритмично;
· наизусть мелодию, слова;
· музыкально, выразительно;
· проявляет выраженную активность в коллективе;
· владеет певческими навыками (дыхание, звукообразование, звуковедение);
· обладает хорошим, сильным голосом.
«4 »:
· интонирует неточно, с ошибками;
· допускает неточности в ритме;
· знает наизусть мелодию и слова, но ошибается;
· эмоционален;
· проявляет выраженную активность в коллективе;
· в основном владеет певческими навыками.
· имеет хорошие голосовые данные.
«3 »:
· интонирует с трудом (фальшивит);
· ритм вызывает затруднения (ошибки);
· не знает мелодию, слова (поёт по тетради, с помощью учителя, одноклассников, караоке);
· малоэмоционален;
· не активен в коллективе;
· плохо владеет певческими навыками;
· имеет слабовыраженные голосовые данные.
Инструментальное музицирование:
«5»
· исполняет произведение наизусть, без ошибок и остановок;
· владеет необходимыми техническими приемами;
· знает и называет ноты;
· читает ритмический рисунок.
· Подбирает по слуху несложные песенки
«4»
· исполняет произведение наизусть, без остановок, с незначительными ошибками;
· владеет необходимыми техническими приемами с помощью педагога;
· знает и называет ноты с помощью педагога;
· читает ритмический рисунок с помощью педагога
· Подбирает по слуху с помощью педагога
«3»
· плохо владеет приемами игры на муз. инструментах;
· затрудняется называть ноты
· затрудняется играть ритмично
· не может играть по слуху.
Слушание музыки
«5»
· самостоятельно определяет характер музыки, жанры, их разновидности;
· хорошо знает музыку.
«4»
· с помощью педагога определяет характер музыкальные жанры и их разновидности
· - знает музыку с подсказкой педагога
«3»
· затрудняется определить характер музыки, жанры, их разновидности;
· - плохо знает музыку
Отметка «2» - недопустима на уроке музыки.
Задание 1.
Продолжите комментарий общепедагогических требований оценивания учащихся на уроках музыки:
- Оценка – награда. Она должна стимулировать а) учебную деятельность, б) стремление к знаниям, в) интерес к музыке
- Ученик должен иметь право на: а) ошибку..б) не иметь музыкальные способности, в) не уметь петь, г) слабовыраженный интерес к музыкальной деятельности
- Процесс оценивания должен быть основан на: а)динамике позитивных результатов учебной деятельности учащегося или б) на количестве сделанных им ошибок?
- Успешность учебной деятельности учащегося должна зависеть от:
а) работы учителя, б) усилий ученика, затрачиваемых для достижения цели. - Оценка должна быть ориентирована на развитие у учащихся:
а) навыков самоанализа, самооценивания результатов своего труда;
б) умения анализировать, сопоставлять - Оценка должна учитывать возрастные особенности детского восприятия и ориентирована на:
а) интересы, б) музыкально-эстетическое развитие, в) музыкальные способности, г) шкалу ценностей для конкретного возраста. - Позитивность коллективной формы оценки вокально-хоровой деятельности учащихся заключается в:
а) продуктивном сотрудничестве, б) позитивной самооценке своих музыкально-творческих возможностей, в) становление потребности в общении с музыкальным искусством (коллективное хоровое пение).