социализации и факторы социальной адаптации личности в позднем возрасте




 

Большинство отечественных психологов сходятся во мнении, что социализация (от лат. socialis — общественный) — более обширный процесс, чем адаптация [Андреева, 1988]. Социальную адаптацию признают одним из механизмов социализации. Во-первых, она позволяет личности (группе) активно включиться в различные структурные элементы социальной среды путем стандартизации повторяющихся ситуаций, что дает возможность личности (группе) успешно функционировать в условиях динамичного социального окружения. Во-вторых, она дает индивиду возможность принимать социальные роли в процессе адаптации. Социализацию и социальную адаптацию многие авторы рассматривают как процессы близкие, взаимозависимые, взаимообусловленные, но не тождественные. В отличие от социально-психологической адаптации, в процессе социализации подчеркивается ее активный и индивидуальный характер. Иначе говоря, социализация — процесс складывания личности, ее индивидуализации, становления человека как общественного существа, возникновения психологического, субъективного мира личности, который проходит через усвоение (принятие) индивидом социального опыта. Социализацию определяют как онтогенетический процесс, под которым понимается усвоение индивидом социального опыта, причем мировоззрение, взгляды, убеждения в новой адаптивной ситуации формируются благодаря интериоризации этого опыта, «Этот момент преобразования социального опыта фиксирует не просто пассивное его принятие, но предполагает активность в применении такого преобразованного опыта, т. е. в известной "отдаче", когда результатом ее является не просто "прибавка" к уже существующему социальному опыту, но его воспроизводство, т. е. продвижение его на новую ступень» [Андреева, 1988. — С. 334]. Таким образом, чаще всего социализацию определяют как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. Отечественные психологи в содержании процесса социализации выделяют три сферы: деятельность, общение, самосознание. Анализ каждой из этих сфер затруднен тем, что проблема стадий социализации носит дискуссионный характер. Как отмечает Г. М. Андреева, по поводу «распространения» социализации на периоды детства, отрочества и юности у ученых нет расхождений. Однако относительно дальнейших этапов идет оживленная дискуссия. В то же время не возникает ни малейших сомнений в том, что проблема социализации пожилых людей не только существует, но и более значима для этого возрастного периода по сравнению с предыдущим. Иногда авторы говорят о том, что проблема пожилого возраста в настоящее время — это проблема современной формы цивилизации, в которой не существует адекватных социально-организованных форм социализации пожилых людей, адаптации к старости. Успешная социализация пожилых людей — одно из основных условий поддержания высокого качества их жизни. Психологическая составляющая стиля жизни является одной из наиболее острых и на сегодняшний день мало исследованных проблем, связанных с пожилыми людьми. Достаточно много говорится об экономических и медицинских проблемах, с которыми сталкиваются люди позднего возраста. Но уровень медицинского обслуживания и материального обеспечения не соотносится прямо с уровнем психологического комфорта и оптимальным для человека стилем жизни. Сложность состоит в том, что если экономические и медицинские вопросы могут решаться централизованно и стандартно для всех людей определенной возрастной группы, то проблемы психологические должны решаться индивидуально, на основе личностных качеств пожилого человека и социальной ситуации. Опросы, проводимые учеными, социологами и чиновниками, отвечающими за работу с пожилыми людьми, показали, что среди наиболее важных проблем, связанных с повышением уровня собственной жизни, пожилые люди отмечают одиночество, состояние здоровья и экономические проблемы. Таким образом, несмотря на актуальность качества медицинского обслуживания и доходов, практически всех пожилых людей мучают психологические проблемы: нарушение привычного образа жизни, отсутствие внимания со стороны общества и близких, одиночество. По-разному проходит процесс адаптации к старости у мужчин и женщин. Это объясняется различиями в стиле жизни представителей обоих полов: более сильной самоидентификацией мужчин с профессиональными социальными ролями, а женщин — с семейно-домашними. При этом замечено, что если женщина свою ценность и жизненные успехи связывает с такими социальными ролями, где акцент делался на красоту, привлекательность (роковая женщина), то осознание старения воспринимается зачастую как поражение и конец всей жизненной карьеры. В то же время в случаях, когда женщина ассоциирует себя прежде всего с ролями «матери», «жены», то процесс адаптации к старости происходит менее болезненно. Говоря о пожилых людях, необходимо помнить о том, что в этом возрастном периоде выделяют две группы — от 60 до 75 лет и старше 75 лет. Эти группы неодинаковы по своему психологическому и медицинскому состоянию. Для пожилых людей, входящих в первую группу, характерно сохранение достаточно высокого уровня активности мотивационных составляющих; наиболее значимыми проблемами для них являются нарушение социально-психологической адаптации и связанный с этим психологический дискомфорт. Для представителей второй группы на первый план выходят медицинские проблемы, связанные с ухудшением здоровья, слабостью и часто необходимостью постоянного ухода.

Старость.

Конкретный возраст, в том числе пожилой, определяет пригодность или

непригодность, к выполнению социальных ролей и видов деятельности. С выходом

на пенсию завершается активный период социализации, уменьшается нужность

стариков в семье. Пожилой человек перестает выполнять главнейшую функцию –

быть производителями материальных ценностей. Из производителя он превратился

в потребителя, а тем самым в иждивенца. Хотя старый человек зачастую такой же

беззащитный, слабый и беспомощный, как и ребенок, но в отличие от ребенка

старик не являются целью жизни не для кого. Родители ищут эмоциональное

удовольствие в общении с детьми, а в общении со своими пожилыми родителями

они зачастую видят только обязанность. Старик – это человек, переставший

служить и целью жизни, для своих выросших детей, как ребенок, и средством

жизни, как взрослый. У него свое положение в структуре семьи и в социальной

жизни общества.

Вместе с тем переход от зрелости к старости раскрывает новые социальные

возможности и роли. Пожилые люди выступают партнерами, конкурентами или

противниками других возрастных групп на рынке труда, в системе социализации и

образования, в ведении домашнего хозяйства и в межличностном общении. Правда,

во всех этих сферах их роль минимальна: на работе пожилых увольняют в числе

первых, а принимают на работу в числе последних; по ведению домашнего

хозяйства им оставляют простейшие функции (подмети пол, сходить в магазин), а

принципиальные вопросы молодые оставляют за собой; проводить эффективное

образование и социализацию в современном обществе пожилые не могут потому,

что их знания по сравнению с молодежью быстро устаревают, а взгляды и манеры

признаются архаичными.

Переход из фазы зрелости в фазу старости касается изменений трудового

статуса, содержания работы, мотивации и отношения к жизни, а также отношения

к работе как к источнику доходов и материального удовлетворения,

трудоспособности, круга общения и самооценки. Непривычный избыток свободного

времени, уход с производства и появление новых ролей вынуждают пожилого

человека заново проходить процесс адаптации, хотя старение человеческого

организма истощает резервы для повторной адаптации. В результате возникает

чувство неуверенности в завтрашнем дне и средствах существования. Ощущения

себя в положении социального иждивенца часто выражается в чувстве социального

унижения.

До сих пор десятилетиями, взрослея, человек накапливал в себе потребность

заботиться о других. И вот теперь его лишают такой возможности, предлагая

«просто отдыхать». Невостребованная потребность, резкая смена ценностных

ориентаций и установок изменяют личность. Процесс старения многократно

усиливается под воздействие психологического груза. Обостряются физические

недуги и болезни. Предчувствуя будущую ненужность, в традиционных обществах

(правда, не во всех) старые люди, бывало, покидали насиженные места и уходили

умирать в одиночестве. В современном обществе сделать такой переход менее

болезненным могут дополнительная работа пенсионеров в общественном

производстве, привлечение их к активной общественной и политической

деятельности.

Специалисты обнаружили закономерность: с возрастом снижается способность

адаптироваться к социальным изменениям. Чем старше человек, тем больше он

неудовлетворен различными сторонами жизни. Психологи отмечают: старики

становятся ворчливее, раздражительнее и угрюмее. Но известно и другое: с

возрастом человек больше дорожит жизнью и ценит каждый лишний ее день.

Прекращение работы и выход на пенсию ведут к негативным последствиям:

вынужденное увеличение и бытовых нагрузок, материальная зависимость от

родственников, уменьшение авторитета и престижа, чувство изолированности,

боязнь одиночества. Образ жизни и досуг становятся пассивными, малоподвижными

и однообразными (сидение на лавочке у дома или в сквере) неспешные и

укороченные прогулки, чтение газет и просмотр телепередач больше прежнего).

Ощущение приближения старости и чувство бесперспективности возникают потому,

что у стариков теряется то, что свойственно другим возрастным группам, а

именно – наличие жизненных планов. Жизненный план – идеализированная картина

предстоящей жизни, стержнем которой служит предполагаемая траектория

социальной карьеры и сумма возможных достижений. В молодом возрасте жизненные

планы принимают форму неопределенной мечты, смутных желаний, в зрелом – четко

выстроенной должностной карьеры, а в пожилом возрасте они исчезают.

Благодаря жизненным планам социализация их стихийного и неуправляемого

процесса превращается в целенаправленную стратегию поведения. Зрелый индивид

сверяет с поставленной целью то, чего он реально достиг, и вносит необходимые

поправки. Но пожилой человек подобного уже сделать не может – впереди у него

нет необходимого запаса времени и сил. Жизненные планы ориентируют человека

особым образом: они вносят мотивацию достижения. Но у пожилых нет того, ни

другого. Поэтому у них преобладают пассивные формы деятельности и стихийное

приспособление к новым социальным ролям.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: