Положение об организации сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Общие положения
Настоящее Положение разработано на основе
Выбрать один или несколько ответов:
- Конвенции о правах инвалидов (2006 года),
- Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (2012 года);
- приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N351н «Об утверждении профессионального стандарта «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья»» (2017);
- приказа Минтруда России от 10 января 2017 г. N 10н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания"»;
- приказов №1014 (2013) и №1015 (2015) Министерства образования и науки РФ об организации деятельности по основным образовательным программам дошкольного и начального школьного образования;
- Постановления Правительства РФ от 8 августа 2013 г. N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций",
- Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования";
- письма Министерства Просвещения РФ от 20 февраля 2019 г. N ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»
- Другое: ….
Цели и задачи организации сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью во время образовательного процесса
2.1. Целью сопровождения является интеграция детей с ОВЗ и инвалидностью в общеобразовательную среду, полноценная реализация образовательного потенциала личности.
Задачи:
2.2. Выбрать один или несколько ответов:
- создание специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и ОВЗ;
- тьюторское (общее и индивидуальное) сопровождение ребенка с ОВЗ и инвалидностью;
- ассистирование детям с ОВЗ и инвалидностью;
- консультирование родителей обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
- координация участников образовательного процесса в рамках реализации задач индивидуального сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью:
- другое: …
2.3. Тьюторское сопровождение осуществляет тьютор. Должность тьютора отнесена к должностям педагогических работников, требования к квалификации - высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" и стаж педагогической работы не менее 2 лет.
К должностным обязанностям тьютора по сопровождению обучающихся с инвалидностью и ОВЗ относится:
2.3.1. педагогическое сопровождение реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся:
Выбрать один или несколько ответов:
выявление индивидуальных образовательных потребностей обучающихся в процессе образования;
участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов обучающихся;
подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса;
организация процесса индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;
участие в реализации адаптированных образовательных программ обучающихся;
организация взаимодействия с родителями (законными представителями) по формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, составлению, корректировке индивидуальных учебных планов обучающихся, адаптированных образовательных программ и анализу и обсуждению с ними хода и результатов реализации этих планов, программ;
2.3.2. организация образовательной среды для реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:
Выбрать один или несколько ответов:
проведение анализа образовательных ресурсов внутри и вне образовательной организации;
организация и координация работы сетевых сообществ для разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся;
разработка мер по обеспечению взаимодействия обучающегося с различными субъектами образовательной среды;
координация взаимодействия субъектов образования с целью обеспечения доступа обучающихся к образовательным ресурсам;
организация зонирования образовательного пространства по видам деятельности;
оказание помощи семье в построении семейной образовательной среды для поддержки обучающихся в освоении индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ;
2.3.3. организационно-методическое обеспечение реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся:
Выбрать один или несколько ответов:
разработка и подбор методических средств для формирования адаптированной образовательной среды для обучающихся;
разработка методического обеспечения взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательного процесса;
контроль и оценка эффективности построения и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся;
консультирование участников образовательного процесса по вопросам индивидуализации образования обучающихся.
2.4. Ассистирование осуществляет ассистент. Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи должен иметь среднее общее образование и краткосрочное обучение, или инструктаж на рабочем месте, или профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессии рабочих, служащих "Ассистент по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья" без предъявления требований к стажу работы.
К должностным обязанностям ассистента (помощника) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ при нарушении их способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению при получении образования относятся:
Выбрать один или несколько ответов:
· обеспечение сопровождения инвалида, лица с ограниченными возможностями здоровья в образовательную организацию;
· оказание технической помощи в части передвижения по образовательной организации, получения информации и ориентации;
· оказание технической помощи в обеспечении коммуникации, в том числе с использованием коммуникативных устройств, планшетов, средств альтернативной коммуникации;
· оказание помощи в использовании технических средств реабилитации (изделий) и обучения;
· оказание помощи в ведении записей, приведении в порядок рабочего места и подготовке необходимых принадлежностей;
· оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований обучающимся.
2.5. Задача руководителя образовательной организации - организовать взаимодействие между основными участниками образовательного процесса, тьютором и ассистентом (помощником) в целях четкого распределения функциональных обязанностей каждого из них. Администрация ОУ и преподавательский состав при этом несут ответственность за организацию благоприятной среды для обучения и развития каждого ребенка-инвалида и взаимодействие с семьями обучающихся.