Каждая микрогруппа родителей получает лист с описанием различных игровых упражнений для развития мышления, памяти, внимания, наблюдательности и т. д. В течение 15 минут члены каждой микрогруппы знакомятся с содержанием и готовят выступление, в котором необходимо кратко рассказать о том, как проводятся описанные игры с детьми, что они развивают, показать сам ход игрового упражнения, то есть демонстрируют другим родителям, как провести игру со своими детьми. В игре могут принять участие все участники родительского собрания.
Игра 1. «Занимательные таблицы».
Цель: развивать абстрактное мышление, способность анализировать материал, умение концентрировать внимание.
Описание. В таблицах нижний правый угол оставлен белым, незаполненным. Ребенку нужно нарисовать в нем фигуру, не нарушая данную во всех остальных квадратах закономерность.
Игра 2. «Что лишнее?».
Цель: развивать внимание, способности анализировать, сравнивать и обобщать материал.
Описание. Детям предлагается ряд из трех-четырех слов, объединенных общим понятием. Необходимо найти «лишнее» слово в этом ряду и объяснить свой выбор.
Стрекоза, петух, оса, муха.
Снегирь, ласточка, утка, воробей.
Сосна, ель, береза, пихта.
Кедр, осина, тюльпан, тополь.
Кит, щука, судак, окунь.
Стрекоза, щука, божья коровка, гусеница.
Вариант усложнения задания - нахождение двух лишних слов по разным признакам. Например: тля, волк, заяц, белка. Лишние слова: тля (не относится к млекопитающим) и волк (хищное животное).
Игра 3. «Что пропало?».
Цель: развивать и тренировать память.
Описание. Ведущий читает ряд из пяти-шести слов, не связанных между собой по смыслу. Второй раз читается не весь ряд, одно слово пропускается.
Дети должны восстановить пропущенное слово. Усложнение задания — восстановить весь ряд.
Игра 4. «Дорисуй».
Цель: развивать воображение.
Описание. Детям предлагаются контуры элементов предметных изображений, простые геометрические фигуры, которые нужно так дорисовать, чтобы получились узнаваемые картинки.
Игра 5. «Обобщай».
Цель: развивать способность анализировать значение слов, умение обобщать.
Оборудование: мяч.
Задание. Назовите одним словом или словосочетанием перечисленные картинки как можно точнее (мяч бросается взрослым то в одну, то в другую команду):
гитара, скрипка...(музыкальные инструменты);
метла, лопата...(орудия труда);
сковорода, кастрюля...(посуда);
телевизор, магнитофон...(бытовая техника);
школа, университет...(учебные заведения);
математика, история...(учебные предметы);
Азия, Африка...(части света) и т. д.
Игра 6. «Филворд».
Цель: развивать способности распределять внимание, обогащать словарный запас и расширять знания об окружающем мире сведениями о реках мира.
Задание. В клетках записаны названия рек мира. Найдите их. Названия можно прочитать в клетках как по горизонтали, гак и по вертикали.
М | И | С | С | И | С | И | П | И |
И | Д | Ф | Н | А | Е | Н | А | Р |
С | О | А | Р | А | Н | И | Р | Т |
С | Н | М | О | К | А | Л | А | Ы |
У | Р | А | Л | С | В | Д | Н | Ш |
Р | Е | И | Н | Р | О | Н | А | О |
И | Т | Н | О | М | Л | Е | Б | А |
В | И | С | Л | А | Г | П | О | Н |
У | А | М | У | Д | А | Р | Ь | Я |
Ответы: Миссисипи, Лена, Одра, Ока, Уран, Рейн, Рона, Висла, Амударья, Миссури, Майн, Волга, Иртыш, Обь, Нил, Днепр, Сена, Парана, Дон.
Игра 7. «А и а г р а м м ы».
Цель: тренировать логическое мышление, особенно умение анализировать и синтезировать; обогащать словарный запас; расширять кругозор.
Описание. Из приведенных слов путем перестановки букв нужно составить название животного, птицы или растения. Все буквы должны быть обязательно использованы.
1)араб + ум | 6) перо + лад | 11)так + сук |
2)лира + гол | 7) ель + газ | 12)урок + тапка |
3) фа + жир | 8) сорт + Альба | 13) фа + гном + ил |
2. липа + нота 3. бак + бум | 4. лик + пена 5. до + кролик | 6. кожа + ворон 7. ум + па |
Ответы: марабу, горилла, жираф, антилопа, бамбук, леопард, газель, альбатрос, пеликан, крокодил, кактус, куропатка, фламинго, жаворонок, пума.
Классный руководитель подводит итоги практикума. Победившей команде и наиболее активным родителям вручаются небольшие призы.
V. Заключительный этап. Обсуждение и принятие решении родительского собрании в форме рекомендаций родителям.
1.Ознакомление родителей с рекомендациями.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
1) Необходимо обратить внимание на развитие у детей следующих мыслительных операций: обобщение, выявление существенных признаков предметов и явлений, установление логических отношений между понятиями.
2) Использовать специальные развивающие упражнения для коррекции произвольного внимания.
3) Для обогащения словарного запаса детей рекомендуется делать упор на чтении, чаще использовать в речи современные термины и понятия научно-культурного и общественно-политического содержания, давать им пояснения, многократно повторять; при необходимости совместно с ребенком обратиться за помощью к семейной библиотеке.
4) Использовать различную популярную развивающую литературу для организации занятий с детьми (устраивать детские утренники, семейные традиционные праздники, совместные занятия по выходным и т. п., различные игры и упражнения).
2.Минута благодарности.
Классный руководитель. Сегодня важно научить детей противостоять стрессовым ситуациям, не впадать в уныние при неудачах. С ранних лет в них надо воспитывать желание быть бодрым, оптимистичным, развивать способность не бояться посильной работы, умение общаться со сверстниками и взрослыми, стремление быть конкурентоспособной личностью в условиях реформирующегося общества, оставаясь при этом гуманным.
Начальная школа - это целый мир! Годы, проведенные в первых 4 классах, должны остаться в памяти человека как время приобщения к взрослой жизни, в которой все было впервые - и победы, и поражения. Важно, чтобы побед было больше, а поражения не оставляли бы травм на всю оставшуюся жизнь, а лишь расширяли жизненный и гуманистический кругозор человека - гражданина новой России.
Благодарим вас за активное участие в собрании и желаем успехов в обучении и воспитании детей.
Литература
1.Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. -М.: Просвещение, 1977.
2.Настольная книга учителя начальных классов / авт.-сост. Л. С. Бескоровайная О. В. Перекатьева. - Ростов: Феникс, 2004.
3.Тихомирова Л. Ф., Басов, А. В. Развитие логического мышления детей. - Ярославль: Академия развития, 1977.