III. Работа по теме урока.




IV. Итог урока.

— Возьмите альбомные листы. Нарисуйте планету Земля, какой бы вы ее хотели увидеть из космоса через 100 лет.

Домашнее задание: учебник, с. 6-9;

 

Урок 2. РОДНАЯ СТРАНА

Цели: формировать познавательный интерес о многонацио­нальной стране Россия; развивать умение пользоваться справочной литературой.

Ход урока

I. Организационный момент.

Звучит песня «С чего начинается Родина?» (сл. М. Матусовско-го, муз. В. Баснера).

П. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы поговорим об истории нашей страны, ведь каж­дый из нас является жителем России и её гражданином. И все мы рано или поздно задаём себе вопросы: «Кто мы? Откуда мы? Что такое Родина? С чего она начинается? Какие есть символы у нашей страны?».

Действительно, а с чего, по-вашему, начинается Родина?

«Никто не возьмётся перечислить всего, что стоит за этим боль­шим и ёмким словом - Родина. Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина - это то место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями и друзьями. Как называется то место, где вы родились и выросли?

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился. Это ма­ленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и пре­красна. И у каждого она одна. Как мама. Родина - мать своего на­рода. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы.

Мы любим Родину. А любить Родину - значит жить с ней од­ной жизнью». (Ю. Яковлев.)

III. Работа по теме урока.

- Как называется наша Родина? (Наша Родина - Россия.)

— Посмотрите на карту. (Физическая карта России.)

— Наша Родина очень велика. Так велика, что над её простора­ми почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлёвских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске-Камчатском наступает полночь.

Учитель демонстрирует фотографии русской природы. Зара­нее подготовленные учащиеся читают стихотворение:

Мать Россия моя, С чем тебя мне сравнить, Без тебя мне не петь, Без тебя мне не жить.

Все, что в сердце моём, Все, чем в жизни живу, Все, что было и есть, Я Россией зову.

— Вот она какая, Россия - Русь, широкая и великая! И везде жи­вут люди. А как всех их можно назвать одним словом? (Россияне.)

— Но национальности у россиян разные. Россия - единое мно­гонациональное демократическое государство. Её населяют более 150 национальностей, народностей и этнических групп.

Много народов живёт в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, мордовы, чеченцы, баш­киры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики. В состав России входят 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 10 автономных округов, 1 автономная область, 49 областей, города федерального значения: Москва и Санкт-Петербург. Все они объе­динились в одно большое государство - Россию, или Российскую Федерацию.

Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. По-разному звучат на просторах нашей страны русская «Калинка», зажигательная «Лезгинка» и казацкая плясовая.

Учащиеся слушают аудиозапись мелодий.

— Велика численность населения России. И все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодёжь и старики, люди любой национальности и вероисповедания. Вот как об этом записано в Конституции Российской Федерации: «...государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина неза­висим^ от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к обществен­ным объединениям».

- Что такое Конституция? (Основной закон нашей страны.)

учитель демонстрирует Конституцию Российской Федерации. - В Конституции записано, что мы должны с уважением отно­ситься к государственным символам страны. Что такое «символ»? Какие государственные символы вы знаете? (Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн.)

- Во всём мире люди обращают взоры к государственным сим­волам своей страны. Происходит это потому, что эти символы как бы говорят людям: «Вы не одиноки в этом мире, за вами - ваша страна». И люди знают, что у их страны многовековая и славная история, что их предки под этими знамёнами, гербами, иконами

выстояли в самых страшных испытаниях. А раз выстояли предки, значит, и они выстоят. И душа наполняется гордостью за своё Оте­чество. Человек гордится Родиной - значит готов помогать ей, го­тов защищать ее.

На протяжении всемирной истории все государства имели свои символы. Их могло быть много, и они могли быть самыми разны­ми. Но исторически сложилось так, что государство имеет три ос­новных символа: Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн. Поэтому эти символы называются государ­ственными.

- Что такое герб? Где можно увидеть герб? (Ггрб - эмблема. Его можно увидеть на флагах, монетах, печатях и официальных документах.)

Главный символ любого государства - его герб. В нём в образ­ной форме выражена государственность страны.

- Рассмотрите герб современной России. Что на нём изображе­но? Что вы знаете об истории современного герба России?

На Руси в некоторых княжествах, в частности Московском, за­долго до принятия христианства символом был сражающийся всадник. Его называли Ездец. Он сражается со Змием - олицетво­рением зла. В образе змия - Змея Горыныча из русских сказок — наши предки представляли орды кочевников (печенегов и полов­цев), своими набегами терзавших русскую землю.

После крещения Руси Ездец старанием церкви превратился в Святого Георгия Победоносца.

Герб России - двуглавый Орёл, на своих мощных крыльях взмы­вающий над страной, более четырех столетий олицетворял нашу державу. Немного найдётся в мире таких долговечных гербов!

Две головы Орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от Запада и Востока, а три короны над ними, скреплённые единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трёх восточнославянских народов: русских, укра­инцев и белорусов. Скипетр и держава в когтях Орла - образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отече­ства.

Грудь Орла, защищенная щитом с изображением Святого Геор­гия Победоносца, указывает на державную преемственность Рос­сии от Руси Московской и на Москву как на собирательницу и за­щитницу земель русских. И недаром на пороге XXI века двуглавый Орёл снова становится символом России.

— Что такое флаг? (Флаг — прикреплённое к древку полотнище определённого цвета или нескольких цветов.) Где можно увидеть флаги?

Слово «флаг» греческого происхождения, от слова «флего», что означало «ожигать, озарять, гореть».

Из глубины веков пришёл в нащи дни нынешний Российский государственный флаг. Он представляет собой прямоугольное по­лотнище из трёх одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя - белого, средняя - синего и нижняя - красного цветов. Именно такой флаг развевается сейчас над Кремлём в Москве. Именно он символизирует нашу Родину с её очень непростой судь­бой и её славным прошлым. Флаг как бы напоминает нам: предки ваши всё выдержали, значит, выдержите и вы. Трёхцветный флаг появился в России еще в XVII веке.

Откуда же взялись эти три цвета Российского государственного флага? Есть предположение, что Пётр Первый позаимствовал эти цвета у древнего города Москвы. Белый конь, синий плащ, красное поле - основные цвета этого древнего символа Москвы. Красный, белый и синий цвета были широко распространены в одежде рус­ского народа. По русским понятиям XVII-XIX веков белый цвет символизировал мир, чистоту, правду, благородство; синий цвет символизировал небо, верность, веру; красный цвет - смелость, доброту, честность, огонь и кровь.

- Часто ли вам приходится видеть Государственный флаг Рос­сии? Где? В какой ситуации?

- Раскрасьте российский флаг в соответствующие ему цвета. (Рабочая тетрадь, с. 4, задание 3.)

- Послушайте Государственный гимн России. Учащиеся слушают Государственный гимн России стоя.

- Какая это музыка по характеру? (Торжественная музыка, красивые слова. Когда мы слушаем гимн, в наших сердцах появля­ется гордость.)

Помимо флага и герба высшим символом государства является гимн - тожественное музыкальное произведение. В переводе с гре­ческого языка гимн - это торжественная песнь. При исполнении гимна люди, слушающие его, встают. Так они проявляют уважение к государству, чей гимн звучит.

- Знаете ли вы слова нового гимна России?

-Часто ли вам приходится слышать Государственный гимн России?

V. Итог урока.

- Отгадайте загадку:

Стоят в поле сестрицы, Платьица белены, Шапочки зелены. (Берёзы.) Это дерево является символом России.

Учитель открывает на доске плакат с изображением берёзы с приклеенными листьями из зелёной бумаги. На внутренней сторо­не листьев записаны вопросы для закрепления. Учащиеся выходят к доске, снимают листочек берёзы с вопросом и дают ответ.

Вопросы:

1. Как называется наша страна?

2. Как называются люди, живущие в нашей стране?

3. Что такое символ?

4.Какой город является столицей России?

4. Какие символы государства вы знаете?

5. Что означает слово «герб»?

6. Что изображено на гербе России?

7. Что означает орёл на российском гербе?

8. Опишите флаг России.

10. Что означает каждый цвет на флаге?

11. Что означает слово «гимн»?

12. Как слушают гимн на церемониях?

13. Когда можно услышать гимн?

- Молодцы! Вы хорошо поработали. Какие чувства вы испыта­ли на сегодняшнем уроке?

Шопенгауэр говорил: «Самый распространённый вид гордости — это национальная гордость». Каждый человек, живущий на пла­нете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. И'нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее.

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение А. Прокофьева.

Нет на свете родины милее, Где других лазурней небеса, Солнце ярче, звёзды всех светлее, Где отрадны рощи и леса; Где в реках стремительные воды Голубеют, словно бирюза, Где, когда настанет непогода, Весь народ выходит, как гроза! Нет на свете Родины дороже. Надо всё нам делать для неё, Чтобы день, который нами прожит, Каждым часом радовал её. Всюду всё в её раздольях - наше. Отдадим ей думы и дела. И кругом садами опояшем, Чтобы вечно Родина цвела!

— Родина много значит для каждого из нас. Это прежде всего город или село, где вы родились. Родным краем мы называем ме­сто, где прошло наше детство. Родиной россияне называют Россию — страну, в которой мы все вместе живём.

Все жители Земли составляют мировое сообщество землян. Так что каждый из нас является одновременно членом общества своего города или села, гражданином России и землянином.

- Напишите названия родных вам мест. (Рабочая тетрадь, с. 4, задание 4.)

Домашнее задание: учебник, с. 10-13.

Урок 3. ПРИРОДА И РУКОТВОРНЫЙ МИР

(экскурсия)

Цели: учить находить взаимосвязи живой и неживой природы; формировать представление об отношении людей к окружающему миру.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Какие книги о природе вы читали? Что вам больше всего по­нравилось, что заинтересовало вас? Что нового узнали?

П. Экскурсия.

- Посмотрите вокруг: какое великолепие красок нас окружает! -Перечислите всё, что относится к природе. (Дерево, куст,

трава, ворона, камень, солнце.)

- Вы много назвали предметов. Природа - это всё, что не сде­лано руками человека. Всё, что вы перечислили, можно разделить на две группы. Какие? (Живая и неживая природа.)

- Назовите предметы неживой природы. (Ветер, дождь, солнце.)

- Подставьте щёчки к солнышку. Что вы чувствуете? (Немного тепла.)

- А как светило солнце летом? (Оно светило ярко, поэтому бы­ло жарко.)

- Посмотрите на небо. Что вы там видите?

Без крыльев летят, Без ног бегут,

Без паруса плывут. (Облака.)

- Часто ли вы видели облака, плывущие по летнему небу? (Редко.)

Какие облака вы видите осенью? (Серые.)

Отгадайте загадку.

Летит без крыльев и поёт, Прохожих задирает. Одним проходу не даёт, Других он подгоняет. (Ветер.)

- Ветер стал дуть сильнее, сгибает деревья.

-Какие изменения с приходом осени происходят в неживой природе? (Солнце светит и греет слабее, по небу плывут серые облака, усиливается ветер, часто идёт дождь, становится про­хладнее.)

- Посмотрите на небо. Что вы видите? (Облака, солнце.)

- А почему вы не видите звёзды? (Солнце яркое, поэтому звёзд не видно.)

- Что придёт на смену солнцу? (Луна или месяц.)

- Что происходит в природе с наступлением ночи?

Ш. Работа по учебнику (с. 14-15).

- Можно ли отнести к природе то, что сделано руками челове­ка? (Нет.)

- Что такое природа? (Природа Щ это всё, что нас окружает и существует независимо от человека.)

- На какие две группы делят природу? (На живую и неживую.) На доске записаны две группы предметов.

- Назовите представителей двух групп, а также как можно больше признаков, которыми они отличаются.

Живая природа Неживая природа Рукотворный мир

Растения, животные, Воздух, песок, камни, Города, храмы, па-
бабочки, насекомые, вода, солнце, земля и мятники и т. д.
и т. д. т. д.

Представители живой природы питаются, растут, приносят потомство, умирают. А представители неживой природы не обла­дают этими признаками. К какой группе относится человек? (Часть живой природы. Он относится к миру животных.)

IV. Изучение нового материала

- Как вы думаете, влияет ли неживая природа на живую? (Жи­вым организмам необходимы кислород для дыхания, а также сол­печное тепло, вода для питания растений, являющихся пищей для живы* организмов.)

- Прочитайте первый абзац на с. 16.

- Рассмотрите рисунки и расскажите, каким может быть отно­шение человека к себе, к другим людям, к природе, к рукотворному миру.

- Ответьте на вопросы на с. 17. IV. Итог урока.

- Как связаны неживая и живая природа?

Домашнее задание: учебник, с. 14-17; рабочая тетрадь, с. 6, задания 3,4.

 

 

РАЗДЕЛ 2. ПРИРОДА

Урок 4. НЕЖИВАЯ И ЖИВАЯ ПРИРОДА

Цели: научить различать компоненты живой и неживой приро­ды, устанавливать их взаимосвязь, выделять явления природы.

Оборудование: жёлтые и зелёные фишки, картинки с изо­бражением животных, растений и предметов неживой природы, карточки для схемы.

Ход урока

I. Введение в тему.

(На доске написана тема урока «Неживая и живая природа».) Задания учащимся:

- Прочитайте название темы.

О чём вы узнаете на уроке?

- Подойдите к окну и внимательно рассмотрите всё, что из него просматривается.

- Расскажите, что вы видите. (Растения, животных, людей, транспорт, солнце, облака и т. д.)

П. Изучение нового.

Беседа.

- На какие две группы можно разделить всё увиденное? (Живое и неживое.)

- Почему одни предметы вы относите к живой природе, а дру­гие — к неживой?

Дети имеют первоначальные знания о живой и неживой природе, но могут возникнуть осложнения с доказательством. Основные признаки тел живой природы - питание, дыхание, размножение, рост, смерть. Только при наличии всех этих факторов тело можно отнести к живой природе. На протяжении изучения всего курса следует напоминать детям, что человек -часть природы, поэтому обязан заботиться о ней, чтобы иметь хорошие условия существования.

III. Работа по учебнику, с. 21.

Прочитайте текст.

Задания учащимся.

- Что относим к живой и неживой природе?

Рассмотрите рисунки.

- Что из нарисованного относится к неживой природе, накрой­те жёлтыми фишками.

Что относится к живой природе, накройте зелёными фишками (взаимопроверка).

Физкультминутка

 

Игра «Живое - неживое»

Класс делится на две группы. Одна группа учеников назначает­ся ответственной за тела живой природы, другая - за тела неживой природы. Учитель показывает картинку. Встаёт та половина класса, к какой группе относится данный предмет. Показ картинок можно4 сменить загадками.

1. Что видно только ночью? (Звёзды, луна.)

2. Один пастух тысячи овец пасёт. (Месяц, звёзды.)

3. Летом греет, зимой холодит. (Солнце.)

4. Без рук, без ног, а бежит. (Вода.)

5. Дышит, растёт, а ходить не может. (Растение.)

6. В лесу на одной ножке выросла лепёшка. (Гриб.)

7. Под мостиком виляет хвостиком. (Рыба.)

8. На шесте дворец, во дворце певец. (Скворец.)

Ползун ползёт, иглы везёт. (Ёж.)

IV. Связь неживой и живой природы.

Составление схемы взаимосвязи неживой и живой природы.

На столе учителя лежат карточки - составные части схемы: неживая природа, вода, воздух, солнце, живая природа, животные, растения, человек.

Беседа.

- Что необходимо растениям и животным для жизни?

- К какой природе относят эти компоненты?

- На что оказывают влияние солнце, воздух и вода? (На живую природу.)

- Что относят к живой природе? (Животные, растения, человек.)

Так в процессе беседы на доске появляется схема, но её части пока не соединены.

- Посмотрите, какая схема у нас получилась.

- Всё понятно на схеме? (Нет связи между частями.)

Как бы вы расставили стрелки, чтобы показать связь и взаи­мовлияние неживой и живой природы?

- Подумайте и расскажите, что произойдёт с представителями живой природы, если исчезнет солнце (вода, воздух).

Домашнее задание: учебник, с. 20-21; рабочая тетрадь.

 

Урок 5. ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ

Цели: выявить знания о назывном порядке явлений природы; развивать умения классифицировать природные явления по сезо­нам, анализировать, обобщать, делать выводы.

Оборудование: картины природы по сезонам, альбомные листы, краски.

Ход урока

I. Определение явлений природы.

Вопросы и задания учащимся.

- К неживой природе мы относим Солнце, камни, воздух, воду. А в какую группу отнести облака, ураган, снегопад, дождь и др.?

- Как долго существуют тела неживой природы?

А как долго мы видим молнию, слышим гром, как долго идёт снег?

То есть мы можем сказать, что они появляются и через неко­торый период времени исчезают. Это явления природы.

- Прочитайте текст на с. 24 (первый абзац).

- Рассмотрите рисунки с. 24.

- Назовите явления природы (образование льда - сосулька, до­ждевая туча, снег, полнолуние, перелёт птиц, развитие земновод­ных и насекомых, созревание и рассеивание семян).

- Расскажите, как это происходит.

- Приведите свои примеры явлений в неживой и живой природе.

II. Сезонные изменения в природе.

Задания учащемся.

- Приготовьте альбомный лист и краски.

- Разделите лист на четыре равные части (простым каранда­шом).

- Каждую часть вам надо будет закрасить краской одного или двух цветов, но так, чтобы этот цвет как можно полнее характери­зовал смысл слова, которое я произнесу.

Дети закрывают глаза. Учитель произносит одно слово, например, «осень», делает паузу, чтобы дети осмыслили и закрасили одну из частей подходящим цветом.

- Расскажите, что у вас получилось.

Доказывают выбор каждого цвета яркими сезонными явлениями.

Как называется смена времён года? (Сезоны.)

- На листах вы показали наиболее яркие и узнаваемые краски для каждого сезона.

- Приведите примеры сезонных явлений в природе. (Появление листьев из почек, таяние снега, цветение растений, пожелтение листьев и листопад, снегопад и т. д.)

III. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- О чём вам хотелось бы рассказать родителям?

Домашнее задание: учебник, с. 24-25; рабочая тетрадь, с. 9, задания 1,2.

Урок 6. КАК ИЗМЕРЯЮТ ТЕМПЕРАТУРУ?

Цели: рассмотреть виды и устройство термометра; формиро­вать умение пользоваться термометром в быту.

Оборудование: термометры: уличный, медицинский, вод-Вый, комнатный; стаканы с тёплой и холодной водой.

Ход урока

I. Введение в тему.

Разгадать кроссворд и ответить на вопросы.

 

Что такое термометр? (Прибор для измерения колебаний тем­пературы.)

II. Изучение нового.

Беседа.

—Какие термометры вы знаете?

—Найдите их на столе учителя и покажите.

—Рассмотрите термометр.

—Из чего он состоит?

—Для чего нужна жидкость в трубочке?

—Что означают деления на шкале?

Нужно показать эти деления и добиться, чтобы все дети нашли их. Иначе они за один градус могут принять расстояние между большими делениями.

— Что показывает ноль?

— Какую температуру показывает термометр, когда его столбик ниже нуля? Выше нуля?

III. Демонстрация опытов.
Опыт № 1.

Цель: показать, как работает термометр в тепле.

Ход опыта: опустить термометр в стакан с тёплой водой. Повернуть термометр так, чтобы хорошо просматривалась шкала с делениями. Проследить за движением жидкости.

Вопросы кучащимся.

—В каком направлении движется жидкость?

—Температура повышается или понижается?

Вывод: при потеплении среды показания термометра изме­няются в сторону повышения.

Опыт № 2.

Цель: показать, как работает термометр в холоде.

Ход опыта: опустить второй термометр в стакан с холод­ной водой. Провести наблюдения, аналогичные предыдущим.

Вопросы кучащимся.

—В каком направлении движется жидкость?

Температура повышается или понижается?

Вывод: при похолодании среды показания термометра изме-мяются в сторону понижения.

IV. Работа с учебником, с. 27.

Выполнить задание № 3. Прочитать текст под № 4.

VI. Итог урока.

Что такое термометр?

Домашнее задание: учебник, с. 26-27; рабочая тетрадь, с. 10 задание 2

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: