ПОСУДА
Разработчики:
Воспитатель:
Дидковская Н. И.
Учитель – логопед: Лукьянова Л. А.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта | Посуда |
Руководители проекта | Дидковская Н. И. Лукьянова Л. А. |
Состав и возраст проектной группы | 15 детей разновозрастной старшей подготовительной группы, воспитатели, родители. |
Срок реализации | 2 недели (26 января – 6 февраля) |
Типология проекта | Внутриучрежденческий, социальный, творческий. |
Образовательная программа, в рамках которого проводится проект | Все разделы программы воспитания и обучения в детском саду «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и др.2014г. |
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта. | Все разделы программы воспитания и обучения в детском саду «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и др.2014г. Н. В. Гальская «Автоматизация звуков в играх «Звоночек» М. И. Лозбякова Учимся правильно и четко говорить» Пособие для логопедов и воспитателей, родителей. – М.: Веннтана-Графф, 2013г. Дыбина О. В. Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011г. |
Актуальность | Сегодня много говорят о необходимости создания развивающей предметной среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. Предметный мир побуждает ребенка к активным самостоятельным действиям, а если в этом мире небольшой предмет был создан руками самого воспитанника, совместно с близкими ему людьми, то в этих условиях развивается не только интеллект, но и духовно-нравственная, творческая, эмоциональная сфера личности. В программе воспитания и обучения в детском саду для детей старшего возраста дается поверхностный материал на ту или иную тему, будь то мебель, транспорт или посуда, ввиду возрастных особенностей. Знакомя детей с посудой, решили привлечь родителей для создания книги разнообразных предметов посуды со стихами, загадками, поговорками и т.д. Мы думаем, что практическая, совместная деятельность детей и родителей по изготовлению того или иного предмета способствует более углубленному знакомству с предметом, а также прочному усвоению речевого материала. |
Цель проекта | Способствовать углублению знаний детей о предметах быта (посуда), через совместное создание книги «Посуда» аналогично сказке К. Чуковского «Федорино горе» путем взаимодействие в проекте педагога, ребенка и родителей. |
Задачи проекта | ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Формировать у детей понятия «посуда», ее назначение, существенные признаки (форма, цвет, размер, из чего сделано). Способствовать активизации словарного запаса обучающихся, посредством общения и и игр по теме проекта. РАЗВИВАЮЩИЕ: Способствовать развитию познавательного интереса, желания получить новые знания. Способствовать развитию мелкой моторики посредством выполнения творческих работ по проекту; Способствовать развитию словесно-логического мышления, посредством игр-занятий по проекту. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Способствовать формированию бережного отношения к предметам рукотворного мира. Формировать опыт творческого общения обучающегося в процессе сотрудничества с родителями и педагогами. Способствовать формированию навыка работы в команде. Способствовать формированию у обучающихся, чувства гордости за результат своего труда. |
Этапы | Подготовительный этап: - Определение темы, цели, задач проекта - Прогнозирование результата. - Обсуждение с родителями темы проекта, его необходимость. Анкетирование родителей (см. приложение) - Определение содержания работы в этом направлении Основной этап: Дать первое представление, об истории возникновения посуды. Проведение игр-занятий, дидактических игр по теме. Рассматривание иллюстраций. Экспериментирование. Работа с родителями. Чтение сказок, стихов, загадок, поговорок по теме проекта. Работа в художественной мастерской: рисование, лепка, аппликация. Заключительный этап: Создание фотовыставки Обсуждение результатов деятельности. Проведение праздника (КВН) по теме «Посуда», подготовленного совместно с детьми и их родителями, с чтением художественной литературы. |
Характеристика деятельности участников | Воспитатели: проводят анкетирование, планируют, создают условия, организовывают работу с родителями и с детьми. Фотографируют процесс для выставки. Родители: подбирают материал, совместно с детьми, готовят тематическую страничку для альбома. Дети:Выполняют с родителями творческие работы по проекту. |
Предполагаемы итоговые продукты проекта | Коллективная книга «Посуда» со стишками, песенками, пословицами, поговорками, загадками. Фотовыставка. |
Рабочее планирование проекта | Определить тему, цели, задачи, содержание проекта, прогнозировать результат. Обсудить с родителями тему проекта, его необходимость. Определить содержание работы в этом направлении. Познакомить детей с историей возникновения посуды. Организовать проведение занятий, подвижных, настольных и дидактических игр по теме. Подобрать для рассматривания по теме иллюстрации, картинки. Почитать стихи, сказки. Запланировать, подготовить и провести работу в художественной мастерской. Обсудить результаты деятельности. Обыграть сюжетно-ролевые игры - «Кафе», «Ждем гостей», «Моем посуду» и т.д. |
Необходимое оборудование: | Материал: канцелярские принадлежности, дерево, бумага, глина, текстиль, сыпучие материалы (крупа, песок и т.д.) Помещение: группа детского сада, дом. |
Презентация | Мероприятие: «Праздник Книги» приглашаются все, кто участвовал в ее создании. |
Портфолио проекта | Фотоматериалы, итоговые продукты, созданные участниками. |
ХОД ПРОЕКТА
Этапы работы над проектом | время- затраты | Место работы обучающихся | Содержание работы | Выход этапа |
Организационно-подготовительный | 2 дня | МДОУ «ДСКВ №4» | Определение воспитателем темы проекта, его цели, задачи, содержания и прогнозирование результата. Предварительная работа с родителями воспитанников: Обсуждение значимости проекта, средств для его реализации и совместной деятельности участников проекта. Анкетирование для родителей | Круглый стол |
Основной | 7 дней | Педагог: Ознакомление детей с историей возникновения посуды; Проведение игр; Ознакомление детей с иллюстративным материалом; Организация экскурсии на кухню; Экспериментирование; Чтение художественной литературы детям; Организация работы в в художественной мастерской; Организация сюжетно-ролевых игр. Сбор фотоматериала для презентации. Организация работы с родителями. Родители: Принимают активное участие в создании книги «Посуда», заучивании с детьми стихов. Воспитанники: Знакомятся с историей возникновения посуды; Импровизация простых сюжетов. Работают в художественной мастерской. Создают часть книги дома, с родителями. | Итоговые материалы, изготовленные детьми совместно с родителями. | |
Заключительный | 1 день | Участники проекта: Представление результатов: создание книги «Посуда», фотовыставка. Анализ результатов проекта. | Книга «Посуда» |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Организационно-подготовительный этап.
Обоснование темы выбранного проекта, анализ предстоящей деятельности.
Предметно-развивающая среда, предметный мир побуждают ребенка к активным самостоятельным действиям, и если предмет был создан руками воспитанника с близкими ему людьми, то в этих условиях развивается не только интеллект, но и духовно-нравственная, творческая, эмоциональная сфера личности.
Перед тем как знакомить детей с темой посуда, мы решили привлечь родителей для создания альбома, разнообразными предметами посуды со стишками, загадками, поговорками и т.д.. Замысел интересен и прост, предметы посуды окружают ребенка повсеместно. С точки зрения возрастных, индивидуальных возможностей дошкольников старшей подготовительной группы, совместная деятельность детей и родителей доступна для исполнения, изготовления того или иного предмета, что способствует более углубленному знакомству с предметом, а также прочному усвоению речевого материала.
Для реализации проекта - взята модель взаимодействия: педагог-воспитатель — родители —обучающиеся.
Основной этап:
Разработка планов работы с детьми – одна из самых сложных задач реализации проекта, чтобы не перегружать детей, предварительная и основная работа разделена на совместную, индивидуальную и непосредственно образовательную деятельность.
В качестве литературной основы было выбрано произведение К.И. Чуковского «Федорино горе», О. Капица «Лиса и кувшин», и сказочные сюжеты придуманные воспитателями.
· Подобрали дидактический материал: сенсорные, настольно-печатные, дидактические игры («Разрезные картинки», «Найди пару», «Собери сервиз» «Четвертый лишний», «Загадочные картинки»), картинки с изображением предметов чайной, столовой, кухонной посуды.
· Поочередно выставляли для сюжетной игры: игрушечную чайную, столовую, кухонную посуду.
· Опираясь на разработки книги О.В. Дыбиной «Что было до…» - творческий центр «Сфера», Москва, 2001., придумываем сказочные сюжеты.
· Развиваем сюжет о прошлом и настоящем предметов посуды, знакомим с ее историей, учим устанавливать причинно - следственные связи между назначением и строением, материалом и способом применения. (Палочка, деревянная ложка, металлическая ложка; листик, тарелка)
· В форме игр-занятий дети закрепляют название и назначение посуды. В процессе формирования элементарных обследовательских действий (ощупывание, восприятия на слух) знакомятся со свойствами посуды, формируем представление о материале (из чего сделана – мнется, бьется, ломается) их формой, разнообразным цветом.
· Для более полного представления о кухонной посуде, провели для детей экскурсию на кухню. Там дети могли увидеть разнообразие кухонной посуды (кастрюли, сковороды) сравнить их по величине, и закрепить знания о необходимости кухонной посуды (приготовление пиши – жарить, варить в ней).
· В художественной мастерской - учим передавать в рисунках красоту предмета... Изображать предметы разной формы, цвета, размера.
· В лепке закрепляем способы раскатывания пластилина, уметь передавать пропорции предмета их соотношение по величине. Отрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой. Продолжать учить лепить посуду из целого куска глины и пластилина ленточным способом. Приобщаем к аппликации – учить вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги сложенной гармошкой, а симметричные изображения – из бумаги, сложенной пополам (стакан, ваза).
· Через родительский уголок даем информацию для родителей:
· О чем можно побеседовать с детьми на тему «Посуда»
· Рекомендуем «Игры на кухне» - цель которых; Закрепить названия той или иной посуды, развитие мелкой моторики рук (золушка), доставить детям радость, духовное наслаждение от общения с родителями и т.д.
· При индивидуальных встречах родители обменивались опытом изготовления поделок на тему «Посуда».
· Вместе обсуждали (с инициативной группой) проведение праздника книги «Посуда».