Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и использование государственных денежных фондов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права.
Под субъектом финансового права понимается физическое или юридическое лицо, обладающее правосубъектностью, потенциально способное быть участником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями[9]. Условно можно выделить три группы субъектов финансового права:
1) государство и его территориальные подразделения;
2) коллективные субъекты;
3) индивидуальные субъекты.
В первую группу входят: Российская Федерация; субъекты Федерации — республики, края, области, города федеральногозначения - Москва и Санкт-Петербург, автономная область, автономные округа.
Вторую группу составляют государственные и общественные организации, к числу которых относятся: 1) органы государственной власти и управления; 2) органы местного самоуправления; 3) предприятия, организации, учреждения, основанные па разных |нормах собственности, среди которых выделяются коммерческие и некоммерческие организации.Органы государственной власти и управления (органы представительной и исполнительной власти федерального уровня и субъектов Федерации) относятся к числу субъектов финансового права, участие которых в финансовых правоотношениях обязательно.
Среди субъектов финансового права — физических лиц выделяются особью группы: индивидуальные предприниматели и финансовые резиденты.
Индивидуальные предприниматели — это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В финансово-правовых отношениях индивидуальные предприниматели являются налогоплательщиками, субъектами банковских и расчетных правоотношений.
Государственная регистрация физического лица в форме индивидуального предпринимателя[10] и, как следствие, установление государственного контроля за подобной деятельностью позволяют индивидуальным предпринимателям приобретать и получать лицензии на проведение отдельных валютных операций, осуществлять профессиональную деятельность на рынке государственных ценных бумаг и т. д.
Наибольшее число индивидуальных субъектов участвует в налоговых, банковских, валютных, кредитных отношениях. Индивидуальные субъекты реализуют финансовуюправосубъектность и посредством участия в финансовой деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Как субъекты финансового права все граждане Российской Федерации имеют равную и полную по объему финансовую правоспособность. Для иностранных субъектов российское финансовое законодательство устанавливает некоторые ограничения, защищающие финансовый суверенитет государства, например более жесткие условия аккредитации филиалов иностранных кредитных организаций, ограничении на участие иностранного капитала в уставном фонде российских банков, особый порядок лицензирования валютных операций, участия в налоговых отношениях и т. п
К резидентам относятся:
а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов;
д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;
е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;
К нерезидентам относятся:
а) физические лица, не являющиеся резидентами;
б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов;
Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют право:
1) знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;
2) обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
3) на возмещение в установленном законодательством Российской Федерации порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.
Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:
1) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, перечень которых предусмотрен Федеральным законом;
2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;
3) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Объект финансового правоотношения — это то, на что направлено поведение участников отношений. К Объектам отнесены деньги и денежные обязательства.Объекты финансового правоотношения подразделяются на две группы: отделимые от материального содержания и неотделимые.
Пол отделимыми объектами подразумеваются правоотношении, которые зафиксированы в финансово-правовых нормах либо вытекают из анализа финансово-правовых норм и существуют как предметы окружающего мира.
Отделимые объекты подразделяются на:
1) финансовые ресурсы государства и муниципальных образований;
2) нормативные акты, плановые сметы и их проекты.
К отделимым объектам относятся: налоги, сборы, пошлины, бюджетные ассигнования, субсидии, бюджетные кредиты, бюджетные ссуды, дотации, субвенции, штрафы, недоимки, пени, проекты бюджетов, бюджеты и т. д.
Неотделимыми объектами считаются правоотношения, которые не зафиксированы в финансово-правовых нормах и могут быть выделены лишь в процессе научной абстракции, в связи с чем они представляют собой результат деятельности субъектов финансового правоотношения, неотделимой от его материального содержания.
К неотделимым объектам относятся: государственный финансовый контроль; деятельность по поводу установления казенному предприятию порядка распределения прибыли и т. д.
Объектами валютных отношений являются:
1) валюта Российской Федерации:
а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах;
2) иностранная валюта:
а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;
3) внутренние ценные бумаги:
а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;
б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации;
4) внешние ценные бумаги - ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к внутренним ценным бумагам;
5) валютные ценности - иностранная валюта и внешние ценные бумаги.