ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ
ПЕРМСКИЙ ФИЛИАЛ
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Методы оптимальных решений»
для направления 080100.62 «Экономика»
Утверждена Учебно-методическим Советом ПФ ГУ-ВШЭ Председатель___________________________ «_______»__________________________2007 г. | Одобрена на заседании кафедры высшей математики протокол __________ Зав. кафедрой________________ Иванов А.П. «______»__________________________2007 г. |
Пермь 2007 год
I. Пояснительная записка
1. Автор программы: ст. преподаватель Морозова Алена Витальевна.
2. Требования к студентам: Учебная дисциплина «Методы оптимальных решений» использует материал предшествующих ей дисциплин «Математический анализ», «Линейная алгебра», «Теория вероятностей и математическая статистика».
3. Аннотация: Основная цель курса – изучение математического аппарата, необходимого при изучении курсов экономического профиля, выполнения курсовых и дипломных работ.
Дисциплина «Методы оптимальных решений» предназначен для студентов второго курса направления «Экономика». Учебная дисциплина вводит студентов в математическую проблематику оптимизации, принятия решений, исследования операций, моделирования. Отличительная особенность курса состоит в том, что он соединяет изучение математических методов с содержательным рассмотрением экономических приложений. Программа курса предусматривает чтение лекций и проведение семинарских занятий, а также регулярную самостоятельную работу студентов. Программа курса обеспечивает в дальнейшем изучение таких дисциплин, как «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Эконометрика». Знания, полученные по данной дисциплине, могут быть использованы при выполнении курсовых и дипломных работ.
Данная дисциплина направлена на развитие навыков формализации и организации понятий при создании и изучении математических моделей общих и конкретных социально-экономических явлений, при постановке и решении соответствующих математических задач.
Основные виды занятий - лекции и практические занятия. На лекциях студенты изучают содержание разделов линейной алгебры, рассматривают наиболее сложные теоретические вопросы. На практических занятия в качестве основных учебных вопросов выносится отработка приемов использования математических методов и привитие навыков применения аппарата линейной алгебры для математического моделирования экономических явлений.
Успешное освоение материала курса возможно лишь при соответствующем программном и методическом обеспечении. Методическое обеспечение (тексты лекций, презентации лекций, методические пособия для проведения практических занятий) опубликованы в сети университета и доступны для всех студентов и преподавателей.
В самостоятельную работу студентов входит освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, анализ результатов, полученных на практических занятиях, выполнение заданий преподавателя на самостоятельную работу.
Курс является базовым как для изучения других математических дисциплин, так и для более глубокого изучения общих и специальных разделов экономики.
4. Учебная задача курса: Овладение основными базовыми понятиями и методами оптимальных решений, получение практических навыков применения изученных методов к решению конкретных экономических задач.
В результате изучения курса студент должен:
· знать основные типы математических моделей, используемых при описании сложных систем и при принятии решений, знать сложившуюся к настоящему времени типизацию и классификацию таких моделей, систем, задач, методов.
· уметь квалифицированно применять изученные методы при решении прикладных задач экономического содержания.
· иметь представление о достаточно полном спектре концепций, подходов, методов современной теории принятия оптимальных решений.
· обладать навыками исследования задач линейного, целочисленного и динамического программирования, задач теории оптимального управления и массового обслуживания.
- Формы контроля:
· Текущий контроль: согласно графику контрольных мероприятий проводятся тематические контрольные работы в форме теста и домашние задания.
· Промежуточный контроль: выполнение минитестов, микроконтролей, самостоятельных работы по тематике семинарского занятия; обсуждение практических ситуаций перед аудиторией. Результирующая оценка промежуточного контроля (баллы за работу на семинарских занятиях) складывается из результатов минитестов, микроконтролей, самостоятельных работы по тематике семинарского занятия; обсуждение практических ситуаций перед аудиторией.
· Итоговый контроль: по завершению дисциплины проводится письменный экзамен в форме теста.
· Итоговая оценка: складывается в соответствии с «Положением о рейтинге…», принятом в ПФ ГУ-ВШЭ.
II. Содержание программы.
Введение
Предмет, история и перспективы развития методов оптимальных решений. Основные этапы принятия оптимальных решений. Общая постановка и классификация задач оптимизации.