Тема урока: Реформы 60-70-х гг. ХIХ в.
Реформа местного самоуправления (земская и городская)
Отмена крепостного права привела к необходимости проведения буржуазных реформ и в других областях государственной жизни.
В 1864 г. Александр II (по совету либералов) провел земскую реформу. Было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», согласно которому создавались бессословные выборные органы местного самоуправления — земства. Они были призваны привлечь к решению местных проблем все слои населения, а с другой стороны, частично возместить дворянам утрату прежней власти.
В губерниях и уездах создавались земские собрания, выполнявшие функции распорядительных органов, и земские управы — исполнительные органы. Выборы в уездные земские собрания проводились 1 раз в 3 года на трех избирательных съездах. Избиратели (только мужчины) делились на три курии: уездных землевладельцев (помещики, а также богатые крестьяне-землевладельцы), городских избирателей (городская торговая и промышленная буржуазия) и выборных от сельских обществ (преимущественно крестьяне). В земские собрания избирали гласных (депутатов) от всех сословий; во главе стоял предводитель дворянства. Преобладали в земствах дворяне, гласные от крестьян большой роли не играли. Губернатор контролировал земства и мог отменить любое решение земского собрания или управы.
земства
земское собрание земская управа
(распорядительный (исполнительный орган,
орган, из представи- работал 3 года, избирался
телей всех сословий земским собранием)
в лице депутатов,
работал 3 года).
В ведении земств находились вопросы местного значения: > строительство и содержание дорог на местах; > открытие школ, больниц, домов престарелых и т. п.; > оказание продовольственной помощи населению в неурожайные годы; > оказание агрономической помощи крестьянам; > сбор статистических сведений. |
Значение создания земств
1.Земства улучшили жизнь русской деревни, появились школы, больницы, почты, они помогали в организации местного кредита, дорожном строительстве.
2. Не имея изначально никаких политических функций, они стали играть важную политическую роль, становясь оппозиционной силой бюрократии и самодержавию.
В 1870 г. по типу земской была проведена городская реформа. Были созданы городские думы и городские управы.
Избирался городской глава, который возглавлял городскую думу и управу, координируя их деятельность. Право избирать и быть избранными имели только те жители, которые обладали имущественным цензом, т. е. банкиры, владельцы домов, торгово-промышленных заведений.
Основная масса населения была отстранена от участия в городском самоуправлении. Губернатор и министр внутренних дел могли наложить запрет на любое решение думы. В общественном движении городские думы участвовали слабо, так как купечество и фабриканты мало интересовались политикой.
городское самоуправление
городская дума городская управа
(распорядительный орган, (исполнительный орган)
состоит из выбранных депутатов)
городские думы и управы ведали
в основном хозяйственными вопросами:
> благоустройство городских улиц, скверов, садов, парков;
> организация местного здравоохранения, открытие больниц;
> забота о народном образовании, открытие школ;
> открытие магазинов, устройство рынков, базаров;
> содержание полиции, тюрем;
> организация противопожарных мер;
> занятие благотворительностью.