И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предлагают классифицировать методы обучения по внутренним показателям взаимодействия преподавания и уч-ся, а именно: по характеру познавательной деятельности или познавательной активности школьников. При этом внутреннее и внешнее проявления метода сосуществуют в своем единстве. Внутреннее рассматривается как способ взаимодействия преподавания и обучения, а внешнее - как форма проявления этого способа.
Например, объяснительно-иллюстративный метод представляет собою способ передачи и усвоения информации. Он реализуется в форме: лекции, рассказа, инструктажа и тому подобное.
Это пять способов обучения, расположенных в порядке возрастания познавательной активности школьников.
Это:
- объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный (круглосуточно - восприятие) метод,
- репродуктивный,
- метод проблемного изложения материала,
- частично-поисковый и
- исследовательский.
Классификация методов обучения по составу СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА
Зн. – объяснительно-иллюстративный метод
СД+УН – репродкуктивный метод
ОТД – методы проблемного обучения
ОЭЦО – личность учителя
ФОРМЫОБУЧЕНИЯ
Форма обучения – это целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия учителя и ученика(преподавания и учения)с целью передачи и усвоения социального опыта |
Основными признаками формы обучения являются:
· распределение учебно-организационных функций между участниками учебного процесса;
· выбор и последовательность звеньев учебной деятельности;
· режим работы;
· количество участников.
Положив в основу степень обобщенности ( соотношение общего и частного, части и целого), можно выделить три разновидности форм обучения
1. формы организации обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная);
2. организационные формы обучения (урок, факультатив, экскурсия, домашняя работа и пр.);
3. образовательные системы (классно-урочная, семестрово-зачетная, модульная).
ФОРМЫОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
Группированиеформорганизацииобучения(фронтальная, групповая, индивидуальная) осуществляется по количеству участвующих в них учеников.
Фронтальная форма организации обучения представляет собой общение учителя со всеми учащимися одновременно:
- индивидуально-фронтальная (написание сочинения, контрольной или самостоятельной работы);
- коллективно-фронтальная (решение проблемной задачи).
Групповая форма организации обучения характеризуется общением учителя с группой детей, выполняющих одно задание.
В зависимости от того, по каким признакам формируются группы, в групповой форме организации обучения можно выделить несколько ее разновидностей.
· Дифференцированно-групповая форма организации обучения возникает, когда происходит разделение детей на группы (их дифференциация) по избранному признаку (например, по учебным возможностям, по дружеским отношениям, по учебным проблемам и пр.).
· кооперативно-групповая.
· смешанная, когда в одной группе из шести человек участвуют, например, два сильных ученика, два средних и два слабых.
· парная работа. Пары постоянного состава. Пары переменного состава.
Индивидуальная форма организации обучения предполагает учебное общение учителя с учеником один на один. Это самая эффективная форма обучения детей предмету, о чем говорит опыт репетиторства. Индивидуальная работа в современной школе осуществляется на уровне дифференцированного подхода.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫОБУЧЕНИЯ
К организационным формам обучения относятся урок, семинарские занятия, практикумы, учебные экскурсии, домашняя учебная работа, факультативы, предметные кружки, дополнительные занятия и пр. Урок в современной школе является основной организационной формой обучения, остальные – вспомогательными.
Вспомогательные организационные формы обучения включают в себя
· внеурочные – занятия с классом по предмету вне уроков: консультации, экскурсии, дополнительные занятия с отстающими и одаренными детьми, домашняя учебная работа и пр.;
· внеклассные – учебные занятия, объединяющие детей разных классов в пределах одной или нескольких параллелей. Они проводятся вне урока и вне класса. Это кружки, факультативы, олимпиады, предметные объединения, вечера и пр.;
· внешкольные – объединяющие детей для удовлетворения учебных интересов и развития способностей за пределами школы: в клубах, секциях, творческих объединениях при дворцах культуры, ЖЭКах, институтах и пр.