Отделение ТРиОД
«На Староникитской»
Конспект занятия
детского объединения
«Арт-студия»
Тема открытого занятия:
«Натюрморт «Дары осени»
педагог дополнительного образования
Валуева Н. Г.
Дата и время проведения:
21 ноября 2019 года.
Место проведения:
Староникитская, 107
Тула, 2019 г.
Программа дополнительного образования «Арт-студия-2», срок реализации программы – 5 лет.
Составлена педагогом дополнительного образования Валуевой Наталией Геннадьевной.
Контингент – дети 7-8 лет, первого года обучения, 13 человек по списку. Присутствовало - 11 человек
Материалы:
Бумага для рисования формата А 3
Простые карандаши
Ластики
Гуашевые краски
Репродукции картин известных художников
Муляжи фруктов, овощей
Палитры
Баночки с водой, тряпочки, кисти
Натюрморт (осенние овощи и фрукты, разные по цвету и форме, драпировки, электрическая лампа-подсветка)
Слайды и проектор для презентации
Музыкальная фонограмма (Кирилл Богомилов. «Золотая Осень». Русские Гусли. «Кантелеон»)
Мел для доски
Форма занятия - групповая
Методы организации занятия:
Словесный
Репродуктивный
Наглядный метод обучения
Отслеживание результатов – наблюдение, текущий и итоговый контроль, выставка работ учащихся.
Межпредметные связи - с литературой, музыкой.
Цели занятия:
1. Создать условия для формирования основных навыков изображения предметов натюрморта, в частности овощей и фруктов.
2. Организовать деятельность по усвоению теоретического материала о порядке работы над живописным натюрмортом.
Задачи занятия:
1. Образовательные:
- познакомить учащихся с произведениями художников;
- расширить понятие «натюрморт», и его виды;
- повторить основные этапы композиционного построения работы
- закрепить навыки построения различных предметов, (кувшинов, фруктов, овощей и. д.)
- познакомить детей с творчеством знаменитых художников, работающих в жанре пейзажа.
- закрепить у детей знания и понятия терминов: «колорит в картине», «теплые и холодные цвета», «гармония цвета» и т.д.
- научить осуществлять свой творческий замысел;
- познакомить учащихся с понятие «тематический» натюрморт, научить его составлять и изображать.
Развивающие
-вовлечь каждого учащегося в активный познавательный и творческий процессы;
-свободно высказывать своё мнение;
-учить «читать» произведения художников;
-развить у детей наглядно-образное мышление;
-пробудить у детей интерес к природе родного края,
-расширить знания детей с области творчества современных художников Тульского края.
Воспитательные
-воспитывать у детей доброе, уважительное отношение друг к другу и чужой работе.
Ход занятия
Организационный этап. Приветствие. Проверка готовности к занятию.
Приветствие.
Слайд 1
приветствие
Дети сидят за партами или большим столом. Перед ними разложены фрукты и овощи (муляжи или настоящие), вазы, репродукции картин.
Открываются слайды. Дети внимательно смотрят и слушают педагога.
Педагог:
- Здравствуйте, ребята!
Я очень рада всех вас видеть на сегодняшнем занятии! Сегодня за окном у нас поздняя осень, деревья сбросили свои листья, все природа приготовилась к приходу зимы.
Мы провожаем осень и сегодняшнее занятия будет посвящено этому прекрасному и щедрому времени года. А почему – же я назвала осень щедрой? Каждое время года по-своему прекрасно и дарит нам свое очарование.
Подготовительный этап
Постановка темы и целей занятия.
Слайд 2
Осень
Педагог:
-Давайте вспомним, что нам дарит каждое время года?
Читает стихи про осень А. С. Пушкина.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял … ноябрь … уж у двора.
Скоро наступит зима, холод, дни станут короче, и кажется, что вся природа погрузится в сон, и под покровом снежного одеяла, а потом наступит новый календарный год, придет новая весна.
Слайд 3
Зима
Зима, - время когда природа отдыхает, ….
Слайд 4
Весна
Весна, это время когда ….
Учащиеся:
- Природа просыпается, все цветет.
- Поют птицы.
Педагог:
-Правильно! Весна время пробуждения природы, время цветения, солнечных дней. На деревьях появятся маленькие новые плоды, люди будут сажать в землю цветы, сеять семена разных овощей…
Учащиеся:
- сажать картошку и т. д.
Слайд 5
лето
Педагог:
За ней придет лето.
Лето- время, когда …
Учащиеся:
- Летом много солнца, тепла, растут ягоды, фрукты, овощи
Педагог:
-Правильно!
А потом, к осени, все дары, которые нам щедро дарит природа, созреют, и мы, люди, будем собирать урожай.
Слайды 6, 7, 8
Дары осени, овощи, фрукты, осенние пейзажи и т.д.
Основной этап занятия.
Повторение пройденного материала. Изложение нового материала.
Педагог:
-Прекрасна осенняя пора. Многие поэты и художники воспели это время года в своих произведениях. Кто из вас знает стихи про дары осени?
Учащиеся:
Читают стихи про осенние дары.
Педагог:
- Молодцы! Замечательные стихи. А теперь посмотрите как вдохновляла осень художников. Вот картина…
…….
Слайды
9 (фотограф Марина Филатова.
Фотонатюрморт Осень)
10 ( художник С. Н. Андрияка.
Натюрморт Осенний.)
11 (тульский художник Е. Н. Жидков.
Натюрморт. Осень.)
12 ( тульский художник В. Ф. Вязигин.
Щедрый октябрь.)
-А кто мне сможет ответить, к каким жанрам живописи они относятся?
Учащиеся:
-Натюрморты.
Педагог:
- Правильно, это натюрморты, и не простые, «тематические», то есть, они посвящены какой-либо теме, празднику, или времени года. Смотрите, как Тульский художник Валериан Федорович Вязигин изобразил те дары, которые мы получаем от природы осенью. Вам нравится?
Учащиеся:
Отвечают, обсуждают картины и т.д.
Педагог:
- Все эти натюрморты объединены одной общей идеей, темой. Они посвящены осени. Это не простые, тематические натюрморты.
Такие же овощи и фрукты и сейчас здесь пред нами. Давайте попробуем и мы с вами сегодня из того, что видим перед собой, составить и написать свой натюрморт с осенней тематикой. Хотите?
Учащиеся:
- Да!
Педагог:
-Пока мы будем составлять натюрморт, чтобы нам лучше настроиться на работу над осенним натюрмортом, я предлагаю вам послушать музыку.
Педагог включает музыку [1]
Педагог и дети переходят к составлению натюрморта. Педагог руководит, помогает детям, логически объясняя процесс постановки натюрморта. Дети активно высказывают свое мнение, советуясь с педагогом и друг с другом.