Целеустремленность
Упрямство
Инициативность
Самостоятельность
Решительностью
Импульсивность
выдержка и самообладание
Способности1 – это свойства личности, которые проявляются и развиваются в деятельности, а так же влияют на ее эффективность. Врожденными могут быть лишь задатки (генетически детерминированные анатомо-физиологические особенности НС, являющиеся предпосылками развития способностей). Не сводится к ЗУН, но служит основой для их успешного приобретения и закрепления. С развиваются в деятельности и есть они только у человека. Личностно-деятельностный подход
Способности = задатки + Х, приобретаемые в деятельности.
Способности2 – яркое проявление свойства какой-либо психофизиологической функции. От рождении все обладают одинаковым набором ПФ функций, а различия касаются степени выраженности их отдельных свойств. Признается врожденность способностей, их генетическую предопределенность. С существуют до начала осуществления деятельности, они есть и у животных. Задатки так же признаются. Чем больше задатков, тем больше будут выражены способности. Функционально-генетический подход в работах Шадрикова, Ильина.
Способность3 – высокий уровень развития общих и специальных ЗУН, обеспечивающий успешное осуществление деятельности.
Функции способностей:
1) Опережающая. Способности обнаруживают себя еще до занятия определенной деятельностью, проявляясь в форме склонностей.
2) Преобразующая. Способности позволяют выйти за пределы сложившийся деятельности и предвосхищают появления новой деятельности. При повышенной требовательность к себе человек стремится достичь большего
3) Регулирующая. Способности регулируют уникальные и изменчивые параметры деятельности
Три вида компенсации способностей:
1) Компенсация за счет опыта. Человек восполняет недостатки способностей знаниями, умениями, навыками.
2) Выработка индивидуального стиля – направленного на сильные стороны и минимизирующего слабые.
3) Истинная компенсация – недостаток одной способности восполняется выраженностью другой, связанной с ней способностью. Например, недостаток общего интеллекта компенсируется развитостью социального.
Задатки — анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей
Одаренность - своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.
Талант – высокий уровень развития специальных способностей. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом
Гениальность – высший уровень развития способностей
Склонность – положительное внутренне мотивированное отношение к какому-либо занятию. Направленность на деятельность. Человека привлекает не только результат, но процесс. Склонность – ранний признак наличия способности, ее симптомом.
Склонность характеризуется:
· длительностью занятия любимым делом (занимается долго, не следит за временем);
· повторяемость деятельности, которая не надоедает, а становится все более привлекательной;
· пониженной насыщаемостью и утомляемостью.
Ковалев – виды склонностей
1) Истинная склонность – неодолимая тяга к деятельности и достижение значительных результатов по сравнению с другими людьми того же уровня обученности. Всего эмоционально-волевое отношение к деятельности: оно сопровождается положительными переживаниями и способствует преодолению любых трудностей.
2) Ложная или мнимая склонность – поверхностное отношение к чему-либо, деятельностное увлечение с достижением посредственных результатов. Причина в недостаточной самокритике, детской захваленности в детстве, моде и т.д.
Интерес – направленность на познание, сопровождающаяся концентрацией внимания и эмоциональным подъемом.
Сензитивный период — период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения
Эмоциональная сфера
Аффект – кратковременный, яркий, интенсивный эмоциональный всплеск, возникающий в ответ на стрессовую или фрустрационную ситуацию. Мобилизирует психические и физиологические ресурсы человека, подавляет прочие психические процессы, слабо осознается, быстро проходит, имеет склонность накапливаться, возникает только при наличии внешней ситуации.
Эмоции – субъективно переживаемые состояния человека и животных, связанные с оценкой значимости для индивида действующихна него внешних или внутренних раздражителей и выражающиеся, прежде всего, в форме непосредственныхпереживаний (удовольствия или неудовольствия, радости, страха, гнева и т. д.).
Эмоции2 – психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие субъективное отношение оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.
Чувства – устойчивые, субъективные эмоциональные отношения человека к явлениям действительности
Чувственный тон ощущений – субъективная окраска ощущений, выражающая субъективное отношение индивида к ним.
Настроение – хроническое эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение в течение продолжительного времени. Мало предметна и осознана.
Деятельность – мотив
Действие – цель
Операция – задача (цель заданная в конкретных условиях)