Вариант 5.
1. Сравните между собой понятия «статистическая норма» и «идеальная норма».
2. Охарактеризуйте традиции, акцентирующие роль семьи в подходе к пониманию нормы и патологии.
Сравните между собой понятия «статистическая норма» и «идеальная норма»
СТАТИСТИЧЕСКАЯ НОРМА | ИДЕАЛЬНАЯ НОРМА | |
Статистическая норма – тот уровень психолого-социального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представленной группой людей того же возрастного диапазона, пола, культуры и т. п. Преимуществами данного понятия является возможность вычислить его при помощи математической статистики при помощи таких критериев как среднее арифметическое, нормальность распределения, мода. НО, использование данного понятия по отношению к психическому отсекает черты личности и формы поведения, за которыми может скрываться яркая индивидуальность, оригинальность, необычность, квалифицируя эту оригинальность в терминах психического расстройства (напр. креативность, гениальность и др.) | Идеальная норма – оптимальное развитие личности, реализуемое в оптимальных социокультурных условиях. Можно сказать, что идеальная норма – высший уровень нормы функциональной, т.е. некой индивидуальной нормы развития, балансом между возможностями, желаниями и умениями, с одной стороны, и требованиями со стороны социума — с другой. Идеальная норма не может служить критерием оценки реально протекающих процессов или состояний психики, но позволяет вычленить объективные закономерности психического развития, необходимые и достаточные условия для обеспечения успешности их формирования. Возникает проблема определения «идеала» как отправной точки, с которой производится сравнение | |
Статистическая норма является в большей степени эмпирической, полученной на основе данных о выраженности того или иного критерия в популяции, и более объективной, однако не учитывает индивидуальное и функциональное значение того или иного признака. | идеальная норма это теоретическое представление о нормальном, учитывающее функциональную роль признака, но подверженное субъективности и общественным взглядам. Таким образом, наиболее продуктивным представляется использование разных критериев нормы для определения того или иного признака как «нормального». | |
Охарактеризуйте традиции, акцентирующие роль семьи в подходе к пониманию нормы и патологии. Как эта традиция связана с системным подходом
Теоретической основой для традиции, акцентирующей роль семьи в понимании нормы и патологии, является общая теория систем
Главный постулат этого подхода гласит: семья является видом социальной системы, психологическая помощь ей невозможна без знания и учета законов функционирования систем, аналогично тому, как лечение человека невозможно без знания и учета его анатомии и физиологии.
Семейный подход предполагает, что все без исключения системы и составляющие их подсистемы оказывают друг на друга взаимное влияние.
В качестве основных теорий в рамках данного направления стоит выделить теорию привязанности и системно ориентированную семейную психотерапию.
Теория привязанности | Системно ориентированная семейная психотерапия |
Теория привязанности пытается описать динамику долгосрочных и краткосрочных межличностных отношений.Она затрагивает только их определенную грань: как люди реагируют на боль в отношениях, например, при опасности, грозящей близким, или при разлуке с ними. Важнейшим принципом теории привязанности является то, что для успешного социально-эмоционального развития, и в частности для того, чтобы научиться эффективно регулировать свои чувства, ребёнок должен развивать отношения как минимум с одним значимым взрослым. В присутствии чуткого и отзывчивого взрослого ребёнок будет использовать его в качестве «надёжной базы» для исследования мира межличностных отношений. Данная теория базируется на трех основных направлениях: 1) психодинамическая традиция, 2) эволюционное учение Ч. Дарвина, 3) общая теория систем. Основоположниками теории привязанности являются Джон Боулби и Мэри Эйнсворт Основная функция объекта привязанности, по Дж. Боулби, заключается не в удовлетворении врожденной потребности в любви (как в классическом психоанализе) и не в удовлетворении физиологических потребностей ребенка (как в бихевиоризме), а в обеспечении защиты и безопасности. Фазы привязанности: · неразборчивая реакция на людей, · фокусирование внимания на знакомых людях, · интенсивная привязанность и активный поиск близости, · партнерское поведение. Боулби: чем больше опасность, тем острее потребность в контакте с матерью и ее защите, а при отсутствии опасности возможно физическое отдаление от объекта привязанности. Исследовательские и познавательные интересы ребенка отвлекают его от матери, а чувство страха и опасности возвращают к ней. Рабочая модель является центральным понятием теории привязанности. Дж. Боулби Здоровая личность в рамках данной модели – это личность, способная к близким партнерским отношениям, базой для которых является надежная первичная привязанность. | У разных авторов на первый план в моделирующих представлениях о семейной патологии выдвигаются различные элементы семейной системы – это аспект микродинамики (группа из Пало-Альто, В. Сатир, К. Витакер), то аспект структуры (С. Минухин), то аспект макродинамики (М. Боуэн, Г. Бейтсон), то аспект идеологии (К. Витакер и представители конструктивизма). Структура семейной представляет собой расположение членов по отношению к друг другу по горизонтали (близость, коалиции, внутренние границы) и по вертикали (иерархия, инверсия иерархии), а также по отношению к внешнему миру (внешние границы). Отсутствие сбалансированности чрезмерно тесные или отдаленные связи, чрезмерно высокая или низкая иерархия, чрезмерно открытые или закрытые границы рассматриваются как семейные дисфункции. Микродинамика или функционирование семьи предстает как непрерывный процесс обмена информацией, который характеризуется степенью открытости, доступности для совместного анализа, Макродинамика с емейной системы — это революционный процесс, сопровождающийся систематической и неизбежной перестройкой ее структуры и микродинамики в связи с меняющимися обстоятельствами, взрослением, старением, уходом и рождением членов семьи. Семейная идеология предстает как источник управления семейной системой, определяющий ее структуру, динамику и макродинамику. Преимущества и недостатки. Системный подход, подчеркивая, таким образом, общность системных принципов поведения, отличается теоретической «нейтральностью». Системные понятия могут быть использованы для анализа феноменов любого уровня организации, а также для описания любого поведения, имеющего системный характер. В качестве основного недостатка- не располагает ни широко признанной теорией о психике, ни широко признанной патологической концепцией, ни определенной теорией о расстройствах. Поэтому следует отметить, что методы системной терапии, несмотря на их эффективность, чаще всего обладают эклектическим характером. |