Иным в информационном обществе становится и содержание труда. Рабочие места, на которых автоматизированы все операции и для которых может быть создан алгоритм, требуют умения ориентироваться в потоке информации, сравнивать варианты и принимать нестандартные решения. Это умение зависит от уровня развития личности, общей культуры. Интеллектуальный капитал становится главным конкурентным преимуществом фирм.
Информационная экономика нуждается в творчески мыслящих, квалифицированных и универсальных работниках, способных быстро перестраиваться, совмещать исследовательские, управленческие и исполнительные функции, оперативно принимать решения соответственно изменениям в производстве, сведения о которых доставляются с помощью новых средств связи и обработки информации.
Все большая часть рабочих занята не изготовлением стандартных массовых материальных благ (таких, как добыча сырья и топлива, производство продуктов основной химии, металлов, базовых продуктов питания, одежды, обуви и других потребительских товаров), а оказанием информационных, инновационных, инженерных и коммерческих услуг, разработкой и мелкосерийным производством, а также обслуживанием сложной наукоемкой продукции.
Происходит сдвиг в профессиональной структуре рабочей силы в сторону увеличения доли работников универсальных профессий высококвалифицированного труда в сфере информационных, ди-стрибьютерских, управленческих, инженерных услуг. Уже в 80-х годах свыше 53 % новых рабочих мест в США было создано в сфере управления, информационных услуг и торговли. В связи с этим увеличивается роль творческого труда, требующего умения ориентироваться в потоке информации, концептуально мыслить при зачастую неполной и противоречивой информации. Происходит изменение в системе материальной мотивации труда – она направлена прежде всего на стимулирование образования и повышение квалификации. Структура Интернет-экономики условно может быть представлена в виде четырех уровней, взаимодополняющих друг друга.
I уровень - инфраструктура Интернет. Он состоит из компаний, представляющих среду для работы в сети: телекоммуникационные компании, Интернет-провайдеры, производители компьютерной техники и т. д.
II уровень - прикладная инфраструктура - включает производство программного обеспечения и предоставление услуг, необходимых для начала web-транзакций. Сюда же можно отнести компании, специализирующиеся на консультационной on-line деятельности, дизайнерские компании порталов, web-сайтов и электронных площадок для ведения бизнеса в сети.
Ш уровень - посредники. Существует определенный слой компаний, бизнес которых базируется на получении прибыли от рекламы, комиссионных за подписку изданий, рассылку новостей, совершение сделок от имени клиентов и т. д. Некоторые из этих компаний предоставляют только информационные услуги,
другие являются также и посредниками.
1У уровень - компании, которые ведут бизнес в сети посредством коммерческих транзакций и последующего физического
перемещения товаров.
Возникают новые отрасли, такие как электронная индустрия развлечений, персонализированное обеспечение информацией; формируются отрасли обработки и поставки информации, дистанционного обслуживания и консультирования и др.
Огромные массивы Интернет, распределенные по регионам, содержат разнообразную информацию по экономике, политике, правовым, социальным, культурным и другим проблемам.
Информационный сервис выступает в этой системе навигационным средством поиска и предоставления информации, основанным на формировании и использовании огромного, распределенного по разным источникам, информационного поля под названием гипертекст. Отдельные документы гипертекста привязаны к другим документам развернутой системой ссылок. Цель разработки гипертекстовых систем как нового класса систем управления информацией для использования в различных областях деятельности заключается в том, чтобы создать возможность пользователям формировать, распространять, связывать друг с другом и использовать массивы разнородной информации в форме текста, графики, аудио- и видеоинформации, программ и т. п.
Наибольшие перспективы в Интернет-экономике имеют фирмы, оказывающие весь комплекс информационных услуг. Так, корпорация "Дан энд брадстрит" имеет банк данных о 25 млн фирм и их товаров во всем мире. Ее программным обеспечением и консультационными услугами пользуются более миллиона компаний по всему миру. Это позволяет им выбрать наилучшие рынки сбыта для своей продукции, ассортимент программного обеспечения, наиболее приемлемые условия соглашения с местными потребителями, каналы сбыта и т. д.
Представительства корпорации имеются во многих странах, в том числе в России и странах СНГ. Они предоставляют глобальные информационные банки данных. Это позволяет:
- определить потенциальные рынки сбыта продукции и рассчитать их возможную эффективность с учетом числа потенциальных потребителей, цен и издержек в соответствующих сегментах рынка;
- найти конкретных зарубежных партнеров, уточнить их запросы и условия заключения контрактов;
- представить бизнес-предложения потенциальным покупателям, а также поставщикам с описанием продукции, цен, условий поставки, спецификациями и т. д.;
- определить финансовое состояние потенциальных партнеров и риск задержки оплаты за поставленный товар или услугу;
- обучить персонал по самому широкому спектру областей бизнеса с учетом особенностей налогового, таможенного и других областей законодательства в соответствующих странах.
При выяснении закономерностей формирования Интернет-экономики следует особо подчеркнуть роль государства. В "новой экономике", особенно на начальном этапе, именно государство становится крупнейшим инвестором высокотехнологичных отраслей и инфраструктуры: планы перехода к информационному обществу и Интернет-экономике не могут быть реализованы без огромных вложений в телекоммуникационную отрасль, в развитие широкополосных сетей передачи данных, компьютеризацию в целях обеспечения доступа к Интернет всех государственных, образовательных, культурных, медицинских и других учреждений.
Однако наряду с бесспорными преимуществами развития Интернет-экономики и информационного сервиса есть и ряд отрицательных побочных эффектов, нерешенных проблем. Прежде всего, они связаны с тем, что число пользователей и количество передаваемой информации опережают развитие сетевых технологий и идеологий. Возникает также острая проблема подготовки соответствующих кадров. К другим проблемам относятся безопасность и конфиденциальность, т. е. защита передаваемой информации, проблемы интеллектуальной собственности и охраны авторских прав, коммерческая деятельность в Интернет. Опасность представляет и неконтролируемый рост количества информации: горы посланий, сообщений, деловых предложений, диаграмм, графиков и т. д. затрудняют обработку и анализ информации, необходимой для принятия решений.
Все более важной проблемой становится защита Интернет от недобросовестной коммерции; вмешательства в личную жизнь, незаконного копирования компьютерных программ, от взломщиков (хакеров), распространителей клеветы и порнографии, наркодельцов и террористов.
Возникают проблемы и в военной сфере. Интернет позволяет разрушать информационную систему противника, дезорганизовывать связь, управление войсками, ракетами, вводить ложную или разрушительную информацию.
На международном уровне активно обсуждаются методы борьбы с киберпреступностью. Ряд стран настаивает на усилении роли государства в регулировании Интернет.
Интернет-экономика создает условия для ужесточения конкуренции, резко обостряющей различия в уровне жизни и экономического развития в развитых и развивающихся странах. Максимальный эффект получают страны с высоким уровнем развития off-line экономики, телекоммуникационной и транспортной инфраструктуры. Это усиливает неравенство в мировой экономике. В то же время Интернет-экономика усиливает открытость национальных экономик любой страны, а значит, и их уязвимость со стороны внешних факторов.
Очевидно, что глобальная информационная сеть не может быть собственностью частных лиц и отдельных государств. Она нуждается в межгосударственном регулировании.
Влияние государства на Интернет пока еще неоправданно мало по сравнению со степенью его воздействия на все стороны жизни не только отдельных государств, но и всего мирового сообщества. Регулирование, которое призвано стать межгосударственным, должно осуществляться в виде попыток воздействия на позитивные и негативные процессы и результаты информатизации - от налогообложения этого вида деятельности, создания систем национальной безопасности под угрозой ее подрыва с помощью Интернет-пиратов и контроля за информационными потоками до необходимости государственного регулирования образования, повышения его качества на всех уровнях подготовки: школьной, вузовской и послевузовской.
В настоящее время уже существуют предпосылки и реальные пути формирования и развития информационного общества в России. Отставание нашей страны в информационной сфере от развитых стран на фоне тяжелого социально-экономического положения заставляет тщательно продумывать необходимые программы по вхождению России в мировое информационное сообщество. Возникает задача сформулировать принципы общегосударственной информационной политики, определить на ее основе перспективы правового обеспечения процесса построения информационного общества и развития Интернет-экономики. Интенсивное развитие российского Интернет требует совершенствования законодательства в сфере правоотношения субъектов при использовании подобных сетей, особенно правового регулирования электронной коммерции.
Россия сталкивается с целым рядом проблем. Прежде всего, недостаточное количество пользователей сетей резко ограничивает число рентабельных Интернет-проектов. Катастрофическим для развития электронной коммерции фактором является слабая телекоммуникационная инфраструктура, малое распространение средств безналичного расчета для физических лиц и отсутствие всероссийской системы экспресс-доставки. Препятствием является и низкий уровень доходов населения.
В условиях высоких темпов роста мировой экономики успешное развитие России зависит, в частности, от умения интегрироваться в мировой процесс формирования Интернет-экономики. В этой связи в качестве наиболее перспективных для России отраслей Интернет-экономики выделяют следующие.
- Реклама в Интернет. Основные компании, специализирующиеся в этой области, - технологические корпорации, а также крупные компании рынка потребительских товаров.
- Финансовые услуги. Развитие Интернет-банкинга, брокерских серверов и платных финансово-консультационных систем.
- Построение электронных торговых площадок.
- Развитие поддерживающих сервисов. На российском рынке существует неудовлетворенный спрос на услуги разработки программного обеспечения и поддержку Интернет-бизнеса. Эту функцию в Интернет-экономике выполняютсервис-провайдеры, компании-разработчики и поставщики оборудования.
Важность развития этих направлений в процессе становления информационного общества в России определяется уже имеющимся в стране потенциалом.
Появление и развитие Интернет-экономики дает России уникальный шанс отказаться от модели ликвидации отставания и перейти к модели равноправной конкуренции. Создание, усовершенствование и продвижение на рынок новых товаров (услуг) несет в себе определенный риск для предприятия. Имеются данные, что из 60 разработанных идей-предложений новых изделий только 4-5 прорабатываются до конца и внедряются на рынок, и только одно из них пользуется большим спросом.
Причины неудач изделий (услуг) на рынке определяются следующими факторами:
- неадекватной оценкой требований рынка;
- техническим несовершенством изделий;
- завышенной ценой;
- неверной сбытовой программой;
- несвоевременным началом продажи;
- конкурентными взаимоотношениями.
Для того чтобы создаваемый товар был экономически эффективен и конкурентоспособен, необходимо предварительно оценить:
-сферу возможного применения товара (услуги), контингент будущих потребителей;
- имеющиеся ресурсы производства и сбыта;
- модификацию производственного цикла, изменения в процессе сбыта, которые последуют при освоении и продвижении нового товара, и затраты, связанные с этим;
- возможность конкуренции нового товара с уже производимыми.
Предприятия сервиса в настоящее время должны быть целиком ориентированы на маркетинг, поскольку в рыночной экономике главную ценность представляет маркетинговая деятельность и сбыт изделий (услуг). В этом случае изделия (услуги) являются важнейшей составляющей маркетинговой политики предприятия, наряду с учетом запросов потенциальных клиентов и ориентации на имидж торговой марки.
Конечно, одна из важнейших задач сферы обслуживания состоит в быстрейшей ликвидации дефицита на услуги (изделия). Кроме того, предприятия сервиса призваны формировать спрос и на новые виды услуг. Жесткая рыночная конкуренция, постоянно возрастающие требования потребителя вынуждают предприятия сервиса постоянно создавать новые образцы продукции (услуг) с учетом тенденции моды. В рыночной экономике спрос на изделия (услуги) определяет потребитель. Поэтому предприятия сервиса, ориентированные только на производство товаров (услуг), вряд ли займут ведущие позиции на рынке.
Новая услуга - это та, которая впервые появилась в данной местности и по своим характеристикам превосходит другие услуги аналогичного назначения. Безусловно, доведение до широкого круга потребителей информации о свойствах и месте предоставления новых услуг должно осуществляться с помощью хорошо поставленной рекламы.
К таким услугам могут быть отнесены (в нашей стране) следующие:
- аппретирование, антистатическая и противомолевая обработка, чистка и крашение изделий из натуральных мехов, секционное крашение пряжи и др. на предприятиях химчистки одежды;
- бурение скважин для колодцев, реконструкция и благоустройство домов, вспашка приусадебных участков и др. для жителей сельской местности;
- услуга "Поздравляем!" – на мероприятия к виновникам торжества приходят герои известных сказок и мультфильмов с поздравлениями, песнями и подарками;
- обрядовые услуги: празднование свадеб и юбилеев, регистрация молодоженов и новорожденных;
- услуги по установке охранной сигнализации и систем наблюдения.
Пользуясь новыми услугами справочно-информационной службы, клиент может в течение года получать по телефону справки о репертуаре кинотеатров, расположении предприятий сервиса, номерах выигравших лотерейных билетов и т. п. Два раза в неделю предоставляется возможность получить по телефону консультацию врача. Малыши могут послушать по телефону вечернюю сказку.
Информационный бизнес, как новый вид услуг, специализируется на предоставлении услуг производственного назначения, разработке и сопровождении программного обеспечения вычислительной техники, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).
В информационном бизнесе интересны некоторые новинки, такие как, например, бизнес-игры для менеджеров. На компьютерах моделируются различные экономические и внутрифирменные ситуации, которые могут встретиться в реальном бизнесе. К примеру, участник игры, исходя из задания, должен принять управленческие решения. Параллельно с человеком ту же задачу решает программа. Затем результаты сравниваются.
В программе фирмы "Интеллект-Сервис" участник игры должен решить задачу планирования на предприятии по выпуску мороженого. Здесь приходится оперировать большим количеством производственных показателей, а также учитывать множество ограничений. Представляет интерес программа "Приемы журналистики и Public Relations".
Фирма "1: С" разрабатывает компьютерные программы "Репетитор" (по русскому языку, химии, физике, биологии). Эти программы можно использовать для проведения занятий в школе, демонстрации с компьютера через проектор избранных материалов (например, опасных химических опытов), подготовки к занятиям в школе, распечатки фрагментов учебника, подготовки контрольных работ, проведения индивидуальных занятий с учениками.
Большое значение информационные технологии имеют в гостиничном хозяйстве, где требуется оперативная коммуникация (компьютерные системы бронирования и резервирования мест, электронная почта и др.). Информационные технологии повышают эффективность деятельности менеджеров этих предприятий и позволяют осуществлять строгий финансовый контроль. Примером компьютерных систем являются также система резервирования авиабилетов - "Сирена" и система заказа мест в гостиницах - "Ключ". В Интернете работают крупные российские туристические агентства, такие как "Туристическая ярмарка", "Телеспорт - туризм".
Развитие информационных технологий приводит к формированию международного электронного рынка. Согласно данным корпорации Intel, в начале третьего тысячелетия количество персональных компьютеров, работающих в Интернете, составит более одного миллиарда. В настоящее время многие компании используют Интернет для передачи информации о своей продукции. Другие компании используют следующий уровень Интернета - электронную коммерцию. При этом непосредственно на сайте той или иной фирмы потребитель может заказать ее продукцию (услуги). Процесс последующей доставки продукции (услуги) осуществляется традиционным способом: либо с помощью транспортных средств, либо (для информационных услуг) пересылкой по каналам Интернет. Для эффективного функционирования электронного бизнеса в Интернет необходимо иметь надежное программное (аппаратное) обеспечение и каналы связи.