По пеленгу и расстоянию. Если с судна виден один ориентир, то, измерив каким-либо способом расстояние до него и одновременно взяв пеленг по компасу, можно получить место судна по двум изолиниям — пеленгу и окружности, пересекающимся в одной точке. Из рис. 1-а видно, что линии положения пересекаются всегда под углом 90°— это одно из основных достоинств определения.
При одном наблюдателе, когда невозможно одновременно измерить расстояние и пеленг, следует для уменьшения ошибок за счет перемещения судна использовать следующие рекомендации.
При измерении расстояния радиолокатором, когда ориентир находится на курсовом угле, близком к 90°, расстояние изменяется медленнее, а пеленг — быстрее. Поэтому прежде измеряют расстояние, а затем берут пеленг по компасу. Если ориентир находится на курсовом угле, близком к 0 или 180°, то порядок наблюдений может быть выбран обратным.
Когда расстояние рассчитывают по вертикальному углу, измеренному секстаном, то наблюдения всегда следует производить вначале секстаном, а затем сразу же брать пеленг, так как измерения секстаном требуют больших затрат времени, чем взятие пеленга.
При практическом выполнении необходимо.
1. Выбрав на местности ориентир, имеющийся и на карте, определить расстояние до него каким-либо способом и в быстрой последовательности взять компасный пеленг. Записать время и отсчет лага.
2. Исправить измеренные пеленг и расстояние соответствующими поправками, проложить их на карте от места ориентира (расстояние — в масштабе карты). В точке пересечения получить место судна.
3. Снять с карты обсервованные координаты, величину и направление невязки для последующей записи в судовой журнал.
По пеленгу и горизонтальному углу. Этот способ является разновидностью способа определения места судна по двум пеленгам. Применяется тогда, когда один из ориентиров закрыт для наблюдателя, находящегося у компаса, какой-либо надстройкой судна. В этом случае для получения второй линии положения используют секстан.
рис.1 а, б
Сущность способа заключается в следующем. При наличии двух наблюдателей они, по команде наблюдателя с секстаном, одновременно измеряют горизонтальный угол между ориентирами А и В и пеленг на ориентир, который виден наблюдателю у компаса (рис. 1-б). Если измерения производит один наблюдатель, то вначале он измеряет угол, а затем пеленг видимого от компаса ориентира А. Исправив отсчет компасного пеленга поправкой компаса, а отсчет секстана — поправкой индекса, придают измеренную величину угла α к отсчету истинного пеленга, получая при этом истинный пеленг второго ориентира по формуле
ИП'В = ИПА ± α,
где α — горизонтальный угол между ориентирами; знак «плюс», если а измерен вправо от линии взятого пеленга, «минус», — если влево.
Место судна получают на карте в точке пересечения линий обоих пеленгов. Угол α следует иметь не менее 30 и не более 150°. В лучшем случае он должен быть близок 90°.
При практическом выполнении необходимо следующее.
1. Измерить секстаном горизонтальный угол между двумя выбранными ориентирами и в быстрой последовательности измерить компасный пеленг на ориентир, который виден наблюдателю от компаса. Записать время и отсчет лага.
2. Исправить компасный пеленг поправкой компаса, а горизонтальный угол — поправкой секстана. Рассчитать истинный пеленг второго ориентира и проложить истинные пеленги от ориентиров, получив место судна в их пересечении.
3. Снять обсервованные координаты, направление и величину невязки для последующей записи в судовой журнал.
По горизонтальному углу и расстоянию. Способ применяется, когда нет уверенности в принятой поправке компаса или компасом по какой-либо причине воспользоваться невозможно, а береговые ориентиры хорошо видны и нанесены на карту.
В этом случае необходимо измерить секстаном угол между двумя ориентирами и расстояние хотя бы до одного из них. Угол между ориентирами при работающем компасе может быть рассчитан и как разность компасных пеленгов.
Если для нахождения расстояния оба угла — горизонтальный и вертикальный — измеряют секстаном, то это должны делать два наблюдателя. Если работает один, необходимо вначале произвести то измерение, которое требует меньших затрат времени, после чего второе, а затем вновь повторить первое. Время и отсчет лага в этом случае записывают на момент второго наблюдения, для расчетов первое наблюдение находят как среднее из двух проведенных.
Изолиния — окружность, вмещающая измеренный горизонтальный угол α, и изолиния — окружность, проведенная радиусом измеренного расстояния D от ориентира А (рис.2), в точке их пересечения позволяют отыскать место судна.
рис.2
Если измеренное расстояние будет равно диаметру вмещающей угол α окружности, то обсервации не получится, так как угол между линиями положения θ = 0°. Поэтому расстояние всегда следует измерять до ориентира, расположенного ближе к траверзу.
В условиях плавания построение окружности, вмещающей угол α, на карте не делают. Измеренный угол α строят на кальке. На стороне этого угла, направленной на ориентир, до которого измерялось расстояние, от вершины угла откладывают измеренное расстояние D = MB.
Наложив кальку на карту так, чтобы точка В на кальке совпала с ориентиром В на карте, ножкой циркуля прикалывают кальку к этой точке и далее добиваются, чтобы вторая сторона угла прошла через ориентир А:
При практическом выполнении необходимо.
1. Секстаном (или по разности пеленгов) измерить горизонтальный угол между выбранными ориентирами, имеющимися и на карте, и определить расстояние до одного из них. Если наблюдения произведены неодновременно, необходимо привести их к одному моменту.
2. На кальке от произвольной точки нанести измеренный угол, по соответствующей стороне которого отложить от вершины измеренное расстояние D в масштабе карты.
3. Наложить кальку на карту так, чтобы конечная точка отложенного на кальке расстояния D совпала с ориентиром на карте, до которого измерялось расстояние. Ножкой циркуля приколоть точку на кальке к точке ориентира на карте. Развернуть кальку так, чтобы вторая сторона угла прошла через другой ориентир. Обсервованное место наколоть на карту проколом вершины угла, нанесенного на кальку.