ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ | |
Зав. выпускающей кафедрой | Декан торгово-экономического факультета | |
Оценка бизнеса и конкурентоспособности | ||
______________________И.И. Просвирина | _________________И.Ю. Окольнишникова | |
«____»_________________________2012 г. | «____» ________________________2012 г. | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины Б.3.02 Макроэкономика………………………………….…………..……………….
(указывается индекс дисциплины и наименование в соответствии с учебным планом)
для 080100.62 Экономика………………………………………………………………………………
(указывается код направления/специальности (по Перечню 2011 года), через точку код уровня квалификации и наименование направления/специальности, далее для магистерской программы указывается ее название)
профиль подготовки [специализация] Банковское дело…………………………………….
(указывается профиль подготовки/специализация, если имеется, в соответствии с учебным планом)
форма обучения очная…………………………………………………………………………………..
(перечисляются формы обучения, для которых предназначена программа)
кафедра-разработчик «Оценка бизнеса и конкурентоспособности»…………………….
(указывается наименование кафедры-разработчика программы)
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100.62 Экономика (подставляется из поля «для» код специальности /направления и код квалификации), утвержденным приказом Минобрнауки от ____________ (вводится дата) № ____ (вводится номер)
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры ______________________ ____________№ протокола от _____________года
[сведения о пролонгации]
Зав. кафедрой разработчика, д.э.н., проф. И.И. Просвирина_________________________
(ученое звание, должность, И.О. Ф., подпись)
Ученый секретарь кафедры, ст. пр. Е.В. Трофимова_________________________________
(ученое звание, должность, И.О. Ф., подпись)
Разработчик программы, к.э.н., доцент В.Ф. Злоказов_______________________________
(ученое звание, должность, И.О. Ф., подпись)
Рецензент, ___________________________________________________________________
(место работы, занимаемая должность, И.О. Ф., подпись)
Челябинск 2012
1. Цели и задачи дисциплины (текстовое поле до 2500 знаков)
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов теоретических знаний, необходимых для макроэкономического анализа сложных современных экономических явлений и процессов, овладение методикой экономического исследования, навыками самостоятельного анализа экономических последствий в результате внешних экономических факторов и политических решений. В процессе изучения дисциплины необходимо решить следующие задачи: - формирование теоретических основ макроэкономики и методов макроэкономических исследований; - рассмотрение основных макроэкономических концепций и моделей; - изучение экономической природы основных макроэкономических субъектов; - ознакомление с аналитическим аппаратом исследования макроэкономических проблем; - изучение особенностей и механизма поведения основных макроэкономических субъектов; - овладение приемами и методами макроэкономического анализа при исследовании сложных социально-экономических процессов и явлений, имеющих место на макроуровне в современной экономической системе; - привитие способностей и навыков самостоятельного анализа экономической реальности, умения принимать научно-обоснованные решения на макроуровне и выбирать оптимальные модели государственной экономической политики; - формирование национального самосознания личности, понимание и восприятие ею своего места и роли в развитии национального производства, укреплении государственности и управленческих структур, росте авторитета государства на международной арене. |
(Указываются цели освоения дисциплины, соотнесенные с общими целями ООП ВПО).
- Место дисциплины в структуре ООП [бакалавриата/ магистратуры/специалитета] (выбирается автоматически в зависимости от кода квалификации)
Дисциплина входит в раздел «Б.3 Профессиональный цикл. Б.3.00 Базовая часть» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО «Экономика» профиль «Банковское дело».
Перечень предшествующих дисциплин, видов работ | Перечень последующих дисциплин, видов работ |
Б.1.01 Иностранный язык Б.1.02 Отечественная история В.1.05 Культурология Б.2.01 Линейная алгебра В.2.01 Информатика Б.3.08 История экономических учений В.3.01 Экономическая история | Б.1.03 Философия Б.1.04 Правоведение Б.1.05 Социология Б.1.06 Психология Б.2.02 Математический анализ Б.2.03 Теория вероятностей и математическая статистика Б.2.04 Методы оптимальных решений Б.3.02 Макроэкономика Б.3.03 Эконометрика Б.3.04 Статистика Б.3.05 Безопасность жизнедеятельности Б.3.06 Бухгалтерский учет и анализ Б.3.07 Деньги, кредит, банки Б.3.09 Макроэкономическое планирование и прогнозирование Б.3.10 Маркетинг Б.3.11 Менеджмент Б.3.12 Мировая экономика и международные экономические отношения Б.3.13 Финансы Б.3.14 Экономический анализ Б.3.15 Экономика предприятия (организации) В.1.01 Деловой иностранный язык В.1.02 Русский язык и культура речи В.1.03 Основы социального государства В.1.04 Политология В.2.02 Финансовая математика В.2.03 Информационные технологии в экономике В.3.02 Налоги и налогообложение В.3.03 Финансовый менеджмент В.3.04 Аудит В.3.05 Рынок ценных бумаг В.3.06 Оценка стоимости бизнеса В.3.07 Логистика В.3.08 Ценообразование В.3.09 Страхование В.3.10 Инвестиции и инвестиционный анализ В.3.11 Международные валютные отношения и валютный рынок В.3.12 Бизнес-планирование В.3.13 Организация деятельности Центрального Банка РФ В.3.14 Организация деятельности коммерческого банка В.3.15 Управление банковскими рисками ДВ.1.01.01 Логика ДВ.1.02.01 Деловое общение ДВ.2.01.01 Основы системного анализа ДВ.2.02.01 Экология ДВ.3.01.01 Учет и операционная деятельность в банке ДВ.3.02.01 Банковское законодательство ДВ.3.03.01 Банковский менеджмент и маркетинг ДВ.3.04.01 Международные стандарты финансовой отчетности ДВ.3.05.01 Анализ и аудит финансового состояния банка ДВ.3.06.01 Бюджетная система РФ ДВ.3.07.01 Анализ кредитоспособности заемщика |
(дисциплины и виды работ выбираются из учебного плана)
Требования к «входным» знаниям, умениям, навыкам студента, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин: (текстовое поле до 2500 знаков)
Для успешного освоения данной дисциплины студенты должны овладеть знаниями дисциплин: «Микроэкономика», «История экономических учений», «Экономическая история». |
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-14; ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9……………………..
(список формируемых компетенций выбирается из учебного плана, списка компетенций соответствующего ФГОС)
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать: (текстовое поле до 2500 знаков)
- теоретические основы макроэкономики; основные методы макроанализа; - состав, структуру и методы оценки основных макроэкономических показателей; - основные макроэкономические концепции и модели и теоретические основы построения их; - экономические обоснования основных положений и выводов моделей; - структуру общественного воспроизводства и национальных рынков; - мультипликаторы и их воздействие на экономику; - особенности и механизм поведения основных макроэкономических субъектов; - макроэкономические проблемы России; - направления макроэкономической политики государства; - влияние глобализации на выбор стратегии национальной экономики. |
Уметь: (текстовое поле до 2500 знаков)
- формулировать актуальные макроэкономические цели общества; - рассчитывать макроэкономические показатели; - производить статистическую выборку и использовать статистические показатели в макроанализе; - оценивать источники, факторы, тенденции, структуру и результаты экономического развития с использованием классического, кейнсианского и иных подходов к макроэкономике; - анализировать основные макроэкономические проблемы; - производить оценку уровня социально-экономического развития страны; - применять полученные знания для решения конкретных задач по макроэкономическим моделям; - прогнозировать результаты участия национальной экономики в мировом хозяйстве на базе показателей платежного баланса; - принимать научно-обоснованные решения на макроуровне. |
Владеть (уметь искусно пользоваться): (текстовое поле до 2500 знаков)
- приемами и методами макроэкономического анализа при исследовании сложных социально-экономических процессов и явлений, имеющих место на макроуровне; - навыками макроэкономического анализа для оценки и прогнозирования макроэкономической динамики. |
(заполняется из ФГОС)
4. Объем и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 (заполняется из учебного плана) зачетные единицы, 144 (заполняется из учебного плана) часа.
Вид учебной работы | Всего часов | Разделение по семестрам в часах. Номер семестра |
II | ||
Общая трудоемкость дисциплины | ||
Аудиторные занятия | ||
Лекции (Л) | ||
Практические занятия, семинары (ПЗ) | ||
Лабораторные работы (ЛР) и (или) другие виды аудиторных занятий | ||
Самостоятельная работа (СРС) · Курсовой проект · Курсовая работа · Реферат · Расчетно-графическая работа · Семестровое задание · Подготовка к экзамену, зачету · Другие виды самостоятельной работы | ||
Контроль самостоятельной работы студента (КСР) | ||
Вид итогового контроля (ИА) (зачет, экзамен) | экзамен | экзамен |
* номера семестров заполняются из учебного плана, всего часов по видам работ должно совпадать с учебным планом
Занятия лекционного типа не могут составлять более заданного соответствующим ФГОС % аудиторных занятий.
5. Содержание дисциплины
Номер раздела, темы | Наименование разделов, тем дисциплины | Объем занятий по видам в часах | ||||||
Всего | Л | ПЗ | ЛР | СРС | КСР | Формы текущего контроля | ||
I | Национальная экономика и основные макроэкономические показатели | – | Контрольная работа | |||||
Макроэкономика как наука | 7,25 | – | 0,25 | Проверочные тесты и к/р | ||||
Национальная экономика: структура и показатели | 8,25 | – | 0,25 | Проверочные тесты и к/р | ||||
Экономический рост | 8,25 | – | 0,25 | Проверочные тесты и к/р | ||||
Совокупный спрос и совокупное предложение | 8,25 | – | 0,25 | Проверочные тесты и к/р | ||||
Модели потребления, сбережения, инвестиций | 8,5 | – | 0,5 | Проверочные тесты и к/р | ||||
Цикличность экономического развития | 8,5 | – | 0,5 | Проверочные тесты и к/р | ||||
II | Государственное макроэкономическое регулирование | – | Контрольная работа | |||||
Инфляция и безработица | 6,5 | – | 0,5 | Проверочные тесты и к/р | ||||
Денежно-кредитная система национальной экономики. | 8,5 | – | 0,5 | Проверочные тесты и к/р | ||||
Финансовая система национальной экономики и финансовая политика государства | 8,5 | – | 0,5 | Проверочные тесты и к/р | ||||
Государственное регулирование экономики | 8,5 | – | 0,5 | Проверочные тесты и к/р | ||||
Социальная политика государства. | 8,5 | – | 0,5 | Проверочные тесты и к/р | ||||
Макроэкономическое равновесие и макроэкономическая политика в открытой экономике. | 8,5 | – | 0,5 | Проверочные тесты и к/р | ||||
III | Международные аспекты макроэкономики | – | Контрольная работа | |||||
Теории международной торговли и торговая политика | 13,5 | – | 0,5 | Проверочные тесты и к/р | ||||
Платежный баланс страны и его регулирование | – | Проверочные тесты и к/р | ||||||
Валютный курс | 13,5 | – | 0.5 | Проверочные тесты и к/р | ||||
Итого | – |
Содержание разделов (тем) дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
I | Национальная экономика и основные макроэкономические показатели | Макроэкономика как наука. Национальная экономика, основные результаты и показатели ее развития. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие. Потребление и сбережение. Инвестиции. Экономический рост и динамическое равновесие в экономике Макроэкономическая динамика экономического развития: циклы и кризисы. |
II | Государственное макроэкономическое регулирование | Финансовая система и финансовая политика государства. Денежный рынок. Кредитно-банковская система. Монетарная политика государства. Рынок ценных бумаг. Рынок труда и безработица. Макроэкономическая нестабильность: теории инфляции и безработицы, модели антиинфляционной политики и взаимосвязь инфляции с безработицей. Социальная политика государства. Макроэкономическое равновесие и макроэкономическая политика в открытой экономике. |
III | Международные аспекты макроэкономики | Теории международной торговли и торговая политика. Платежный баланс страны и его регулирование. Валютный курс. |
Лабораторные работы
Номер лабораторной работы | Номер раздела | Наименование и краткое содержание лабораторной работы | Кол-во часов |
Практические занятия
Номер занятия | Номер раздела или темы | Наименование и краткое содержание практических занятий | Характер занятий и цель | Кол-во часов |
Тема 1 | Макроэкономика как наука | Обсуждение контрольных вопросов и решение задач | ||
Тема 2 | Национальная экономика: структура и показатели | Обсуждение контрольных вопросов и решение задач | ||
Тема 3 | Экономический рост | Обсуждение контрольных вопросов и решение задач | ||
Тема 4 | Совокупный спрос и совокупное предложение | Обсуждение контрольных вопросов и решение задач | ||
Тема 5 | Модели потребления, сбережения, инвестиций | Обсуждение контрольных вопросов и решение задач | ||
Тема 6 | Цикличность экономического развития | Обсуждение контрольных вопросов и решение задач | ||
Тема 7 | Инфляция и безработица | Обсуждение контрольных вопросов и решение задач | ||
Тема 8 | Денежно-кредитная система национальной экономики. | Обсуждение контрольных вопросов и решение задач | ||
Тема 9 | Финансовая система национальной экономики и финансовая политика государства | Обсуждение контрольных вопросов и решение задач | ||
Тема 10 | Государственное регулирование экономики | Обсуждение контрольных вопросов и решение задач | ||
Тема 11 | Социальная политика государства. | Обсуждение контрольных вопросов и решение задач | ||
Тема 12 | Макроэкономическое равновесие и макроэкономическая политика в открытой экономике. | Обсуждение контрольных вопросов и решение задач | ||
13, 14 | Тема 13 | Теории международной торговли и торговая политика | Обсуждение контрольных вопросов и решение задач | |
15, 16 | Тема 14 | Платежный баланс страны и его регулирование | Обсуждение контрольных вопросов и решение задач | |
17, 18 | Тема 15 | Валютный курс | Обсуждение контрольных вопросов и решение задач |
Семинары
Номер семина-ра | Номер раздела или темы | Тема и краткое содержание семинара | Характер и цель семинара | Кол-во часов |
Самостоятельная работа студентов
Номер раздела | Наименование и содержание разделов, вынесенных на самостоятельную работу | Вид работы | Объем работы в часах для одного студента | Список литературы (с указанием разделов, глав, страниц) | Форма контроля |
I | Национальная экономика и основные макроэкономические показатели | Выполнение домашних заданий | Проверка домашних заданий | ||
II | Государственное макроэкономическое регулирование | Выполнение домашних заданий | Проверка домашних заданий | ||
III | Международные аспекты макроэкономики | Выполнение домашних заданий | Проверка домашних заданий |