Класс: 9 класс / Предмет: Русская литература / Этап: Школьный / Год: 2017-2018 / Город: Москва /
8 класс шк этап
Задание 1[30 баллов] «ЭХ, КОНИ, КОНИ, ЧТО ЗА КОНИ!..»
Содержание ↑
Прочитайте.
- А) Три года тому назад, однажды, в зимний вечер <…> тройка подъехала, и проезжий в черкесской шапке, в военной шинели, окутанный шалью, вошёл в комнату, требуя лошадей. Лошади все были в разгоне. При сем известии путешественник возвысил было голос и нагайку; но Дуня, привыкшая к таковым сценам, выбежала из-за перегородки и ласково обратилась к проезжему с вопросом: не угодно ли будет ему чего-нибудь покушать? Появление Дуни произвело обыкновенное своё действие. Гнев проезжего прошёл; он согласился ждать лошадей и заказал себе ужин. Сняв мокрую, косматую шапку, отпутав шаль и сдёрнув шинель, проезжий явился молодым, стройным гусаром с чёрными усиками.
- Б) Лошадь Муромского, не бывавшая никогда на охоте, испугалась и понесла. Муромский, провозгласивший себя отличным наездником, дал ей волю и внутренне доволен был случаем, избавляющим его от неприятного собеседника. Но лошадь, доскакав до оврага, прежде ею не замеченного, вдруг кинулась в сторону, и Муромский не усидел. Упав довольно тяжело на мёрзлую землю, лежал он, проклиная свою куцую кобылу, которая, как будто опомнясь, тотчас остановилась, как только почувствовала себя без седока. Иван Петрович подскакал к нему, осведомляясь, не ушибся ли он. Между тем стремянный привел виновную лошадь, держа её под уздцы. Он помог Муромскому взобраться на седло, а [Иван Петрович] пригласил его к себе.
1. Напишите имя автора и названия произведений (по отдельности и общее), откуда взяты эти отрывки. Напишите также фамилию Ивана Петровича из второго отрывка.
2. Представьте, что лошади наделены даром речи. Напишите монолог лошади на почтовой станции о событиях повести или монолог лошади Муромского о хозяине и его дочери. Объём – 150–200 слов.
Ответы и критерии оценивания
Содержание ↑
1. А.С. Пушкин (1 балл), «Повести Белкина» (1 балл), «Станционный смотритель» (1 балл), «Барышня-крестьянка» (1 балл), Берестов (1 балл). Всего 5 баллов.
2. Монолог лошади.
Занимательность содержания, точность характеристик, наличие / отсутствие фактических ошибок | 0–10 баллов |
Обращение к тексту произведения | 0–5 баллов |
Единство стиля и общая логика текста | 0–5 баллов |
Общая грамотность (наличие / отсутствие орфографических, пунктуационных, речевых, грамматических ошибок) | 0–5 баллов |
Итого | 25 баллов |
Задание 2. [40 баллов] РАБОТА С ТЕКСТОМ.
Содержание ↑
Это задание содержит два варианта. Выберите ТОЛЬКО ОДИН из них.
Вариант 1. Прозаический текст
Содержание ↑
Прочитайте. Напишите сочинение об этом рассказе, отвечая на поставленные вопросы (можно ответить не на все вопросы). Пишите связным текстом, свободно, понятно, доказательно и грамотно.
Рекомендуемый объём – 250–300 слов.
Вера Агафонова (р. 1979)
НАРИСОВАННАЯ РАДОСТЬ
Полукруглый лепесток, круглая выемка… Бумага вкусно похрустывает, разделяясь под ножницами. Марина вслушивается в этот приятный хруст и слегка даже отвлекается от своего дела. Ножницы соскальзывают, защемляя нежную кожу на пальце. Мать, всевидящая и вездесущая, тут же восклицает из-за спины:
– Мариночка, солнышко, аккуратнее! Побереги руки.
Мать права. Руки надо беречь. Они странные, эти руки: они могут небрежно, как бы случайно, бросать на белый лист диковинные ягоды – и с трудом удерживают чашку с чаем.
С ножницами они тоже особо не дружат, поэтому ножницы им мстят – вот как сегодня, несмотря на это, приходится брать эту недружелюбную вещицу и резать бумагу. Цветы – ромашки, орхидеи, маргаритки – рассыпаны по белому полю; нужно собрать их, перевернуть наизнанку и написать на них загадки и забавные задания.
Отец втискивается в дверь, жуя бутерброд, придирчиво разглядывает маргаритки и припечатывает:
– Ерундой страдаешь, Маришка! Телевизор бы лучше глядела.
Марина смотрит на него – а глаза у неё огромные, в каждом – по васильковому полю, – просто смотрит. Отец вздыхает и уходит досматривать футбол.
Марина разворачивает ромашку, слегка покалеченную ножницами, и надписывает: «Прочитай какое-нибудь стихотворение детским голосом». И сама начинает мысленно цитировать: «Идёт бычок, качается, вздыхает на ходу…». Бычок молодец – он качается, но пока идёт. «Сейчас я упаду…»
Раньше Марина тоже умела ходить, лет до шести. А потом какая-то невидимая и неукротимая змея, пробуравив землю у Марининых ног, проникла в её ступни и пробиралась всё выше и выше, заставляя девочку сначала ковылять неуклюже, как бычок из стихотворения, а потом сесть в кресло и больше уже не подняться. Но Марина рада, потому что у неё есть васильковые глаза, которые видят прекрасный мир – намного прекраснее, чем видят все остальные. Ещё у неё есть руки, которые не могут отпереть дверь квартиры, но могут открыть волшебную дверцу в мольберте – и мир за ней еще более удивителен. А ещё эти руки могут вынести этот огромный мир – поле в цветах, небо, пронизанное солнечным светом, – и показать его всем тем, кто не замечал такой красоты.
Сегодня Марина рисует свои цветы потому, что завтра у неё день рождения. Придут гости – человек двадцать, не меньше. Они не будут танцевать, потому что стесняются, значит, надо сделать так, чтобы им не было скучно; тогда никто не будет молчать и украдкой поглядывать на её железный капкан. «Это моя колесница!», – смеётся иногда Марина, и васильковые глаза становятся темнее.
Мать берёт из буфета большое блюдо и начинает замешивать бисквит. На стене, над её головой, висит картина – сиреневый луг, падающие звезды и женщина – светлая, одинокая, осыпанная звездопадом. Марина смотрит на нее, долго, безмолвно, а после спрашивает:
– Мама. Ты меня замуж выдашь?
Мать на секунду перестает размешивать тесто и тут же спокойно отвечает:
– Конечно, выдам. Как же?
Марина смотрит васильковыми глазами на светлую женщину, просто смотрит. Где-то, наверно, есть принц на белом коне, только её железную колымагу на этого коня явно не погрузят. Зато у неё есть хитрые руки, и волшебный ключ-кисточка, им можно отпереть заветную дверцу – только прикоснуться к мольберту. Можно позвать на сиреневый луг ослепительных бабочек, и золотистых оленей с огромными грустными глазами, и дождь, подсвеченный солнцем. И подарить всё это друзьям, которые придут завтра на её день рождения – чтобы они радовались, и удивлялись, и смеялись, – и чтобы всё это было искренне.
(2007)
1. Как описана главная героиня? Как она относится к своей болезни?
2. Какие детали в её портрете запомнились вам и почему?
3. Каково авторское отношение к своей героине?
4. Как описаны отец и мать Марины?
5. Какие слова и словосочетания повторяются в рассказе? Зачем это нужно автору?
6. Почему действие рассказа разворачивается накануне дня рождения героини?
7. Как вы понимаете название рассказа?
Вариант 2. Поэтический текст
Содержание ↑
Прочитайте. Напишите сочинение об этом стихотворении, отвечая на поставленные вопросы (можно ответить не на все вопросы). Пишите связным текстом, свободно, понятно, доказательно и грамотно.
Рекомендуемый объём – 250–300 слов.
Виктор Генрихович Гофман (1950–2015)
МЕТЕЛЬ
Бесшабашная, дикая сила,
Шумный гость из далёких широт,
Наконец-то метель закружила,
И по всем закоулкам метёт.
Но безумие снежное ближе,
Чем скучающий дождик смурной,
Надоело в исхоженной жиже
Чертыхаться и чавкать зимой.
Я люблю этот посвист широкий,
Как в степи пугачёвский набег,
Пусть слепит и царапает щёки,
Бьёт в лицо нескончаемый снег.
Но, когда, горячась, сатанея,
Я иду на неё всё быстрей,
Приближение бездны яснее,
Ощущение жизни острей.
(2011)
1. Как описана метель в стихотворении?
2. Что вы можете сказать о лирическом герое стихотворения?
3. Какие произведения, описывающие метель, вам известны и в чём их можно сопоставить со стихотворением Виктора Гофмана?
4. Почему метель сравнивается с «пугачёвским набегом»?
5. Каково авторское отношение к метели? Как это отношение отражено в художественных приёмах?
6. Как вы понимаете смысл последней строфы?
Критерии оценивания
Содержание ↑
Критерии оценивания | Баллы |
Наличие/отсутствие прямых связных ответов на вопросы и наличие/отсутствие ошибок в понимании текста. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15 | |
Общая логика текста и композиция работы. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10 | |
Подкрепление доказательств текстом, уместность цитирования. Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 | |
Наличие/отсутствие стилистических, речевых и грамматических ошибок. Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 | |
Наличие/отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок (в пределах изученного по русскому языку материала). Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 | |
Максимальный балл |
Для удобства оценивания предлагаем ориентироваться на школьную четырёхбалльную систему. Так, при оценке по первому критерию 0 баллов соответствуют «двойке», 5 баллов – «тройке», 10 баллов – «четвёрке» и 15 баллов – «пятёрке». Безусловно, возможны промежуточные варианты (например, 8 баллов соответствуют «четвёрке с минусом»).
Содержание ↑