Эпическое и лирическое начала в поэме
Эпос | Лирика |
· широкий охват действительности, множество действующих лиц; · сюжетность произведения — описание похождений Чичикова | · лирические авторские отступления, прерывающие развитие сюжета. Автор оценивает поступки героев, размышляет о смысле жизни, о судьбе России, о тайнах творчества; · особенно ярко проступает в изображении народа и описаниях природы |
Авторское определение жанра: "...все мои средства и все мое существование заключены в моей поэме..." (Н. В. Гоголь — П. А. Плетневу, 7 января 1842 г.).
Лирические отступления:
Тема | Цитаты из начала и конца | |
Глава V | «О метком русском слове» | «…Выражается сильно российский народ!.. <…> …как метко сказанное русское слово…» |
Глава VI | «О юности и впечатлениях» | «…Прежде, давно, в лета моей юности… <…> …О моя юность! о моя свежесть!..» |
Глава VII | «О двух типах писателей» | «…Счастлив путник, который после длинной, скучной дороги… <…> …величавый гром других речей…» |
Глава XI | «О любви автора к Руси» | «…Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу… <…> …у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!..» |
Глава XI | «О дороге» | «…Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!.. <…> … сколько перечувствовалось дивных впечатлений!..» |
Глава XI | «О быстрой езде и птице тройке» | «…И какой же русский не любит быстрой езды?.. <…> … дают ей дорогу другие народы и государства…» |
Иные отступления, на которые нужно обратить внимание для части С:
Тема | Цитаты начала и конца | |
Глава I | «О толстых и тонких» | «…Увы! толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои... <…> …спускают, по русскому обычаю, на курьерских всё отцовское добро...» |
Глава II | «О видах известных» | «…Едва только ушел назад город…<…> … Словом, виды известные…» |
Глава II | «О трудностях в изображении характеров» | «…Гораздо легче изображать характеры большого размера… <…> …изощренный в науке выпытывания взгляд…» |
Глава III | «О веселом и печальном» | «…Не то на свете дивно устроено… <…> … и уже другим светом осветилось лицо...» |
Глава IV | «О людях, умеющих нагадить» | «...Есть люди, имеющие страстишку нагадить ближнему... <…>...дивишься, пожимая плечами, да и ничего более…» |
Глава V | «Об однообразии жизни» | «…Везде, где бы ни было в жизни, среди ли черствых… <…> … пропал из виду дивный экипаж…» |
Глава VIII | «О читателях» | «…Таково на Руси положение писателя!.. <…> … надо признаться, бывают еще мудренее…» |
Глава IX | «Об именах и личностях» | «…Какое ни придумай имя… <…> …словом, вмиг смекнет, в чем дело...» |
Глава X | «О дураках и заблуждениях» | «…щедр человек на слово дурак… <…> …над которыми также потом посмеются потомки…» |
Глава XI | «О страстях» | «…мудр тот, кто не гнушается никаким характером… <…>...для неведомого человеком блага...» |
3. Идея, тематика и замысел |
Гоголь задумал грандиозное сочинение, в котором он собирался отразить все стороны жизни России. Гоголь писал Жуковскому о замысле своего произведения: «Вся Русь явится в нем».
С замыслом связан и смысл заглавия произведения. Само название «Мертвые души» заключает в себе, как известно, парадокс: душа бессмертна, значит, она никак не может быть мертвой.
Основная проблема «Мертвых душ» — это духовная смерть и духовное возрождение человека.
Автор исследует причины нравственной деградации помещиков, чиновников, Чичикова, выявляет удручающие последствия этого процесса.
В «Мертвых душах» преобладает сатирический пафос: писатель обличает нравы помещиков и чиновников, пагубные страсти, пороки представителей господствующих сословий.
Утверждающее начало в поэме связано с темой народа: Гоголь восхищается его богатырской силой и живым умом, его метким словом, всевозможными талантами. Гоголь верит в лучшее будущее России и русского народа.
Тема родины и народа в поэме
Гоголь говорит, что крестьяне в массе своей невежественны, забиты и ограниченны: дворовая девчонка Коробочки не имеет представления, где право, где лево; Петрушка и Селифан тупы и ленивы; дядя Митяй и дядя Минай только на то и способны, что рассуждать, доедет ли бричка Чичикова до Москвы и Казани. Однако Гоголь выдвигает мысль о том, что русский народ имеет таланты и творческие способности: в лирическом отступлении о русском языке, в отступлении о птице-тройке, в характеристике «ярославского расторопного мужика».
«Урок царям» преподан автором «Мертвых душ» «Повестью о капитане Копейкине» Время ее действия точно обозначено: «через шесть лет после французов». Это время разгара александровской реакции, время Аракчеева и зарождения декабристского движения. Капитан Копейкин — один из участников войны 1812 года, которого последовавшая за ней реакция превратила из защитника Отечества в разбойничьего атамана. Об угрозе революционного «бунта» в России и напоминает «Повесть о капитане Копейкине». В лирических отступлениях о Руси и о птице-тройке Гоголь высказывает свое отношение к будущему России. «Русь, куда же несешься ты?» Этот вопрос обращен не к «гордому коню» — символу русской государственности, а к «птице-тройке» — символу национальной стихии русской жизни, ее грядущего и всемирно-исторического самоопределения.
Читаем продолжение «Мертвых душ» (для интересующихся):
2 том: https://online-knigi.com/page/233471
3 том: https://www.litmir.me/br/?b=233472&p=1
Критическая литература:
1. Сенковский О. О "Мёртвых душах"
2. Беспрозванный В., Пермяков Е. Из комментариев к первому тому «Мёртвых душ»
3. П.А. Плетнев, статья "Чичиков, или «Мертвые души» Гоголя", 1942 г.