Содержание
I. Введение - 3
II. Описание дидактических игр - 4
Игра «Я знаю ноты» -4
Игра «Музыкальный поезд» - 5
Игра «Ритмическое домино» - 7
Игра «Музыкальная мозаика» - 8
Игра «Музыкальное лото» - 10
Игра «Всезнайка-музыкайка» - 11
III. Заключение - 12
IV. Список литературы - 15
I. Введение
Практика преподавания предмета игра на музыкальном инструменте фортепиано в средней школе показывает, что изучение нотной грамоты считается занятием не только самым трудным, но и самым скучным, а потому нелюбимым у подавляющего большинства детей. Обычно малыши идут в музыкальный класс с желанием сразу играть на инструменте, не затрачивая на это труда, просто копируя движения взрослых.
Они совершенно не готовы к тому, что им придется учить длительности нот и пауз, читать ноты в скрипичном и басовом ключах, запоминать музыкальные символы, термины и многое другое. Нередко постоянные замечания учителя приводят к нежеланию заниматься, к формированию отрицательной позиции по отношению к занятиям. В отдельных случаях это может привести к отказу от занятий и к демонстрации негативного поведения.
Следовательно, педагогу необходимо искать пути, подбирать стимулы, которые вызовут у ребёнка желание работать, повысят мотивацию к обучению.
Мотивация – пожалуй, самая сложная проблема, с которой приходится работать всем педагогам. Высшей учебной мотивацией ученика является интерес к предмету, а интеллектуальная активность ребёнка в целом направляется и подчёркивается интересом – именно он оказывает влияние на направленность внимания и мысли.
При изучении мотивации встаёт вопрос, что же является её движущей силой? Ведь мотивы определяются убеждениями, идеалами, установками, потребностями, интересами. Все эти психические образования связаны и влияют друг на друга. То, что одного учащегося побуждает к активным действиям, другого оставляет равнодушным или приводит лишь к незначительному положительному эффекту.
При формировании устойчивого интереса к обучению педагогу целесообразно руководствоваться двумя основными правилами:
· постепенно переходить от естественных интересов к прививаемым;
· объект, предлагаемый ребёнку для изучения, не должен быть для него ни совершенно новым, ни хорошо известным.
II. Описание дидактических игр
Игра «Я знаю ноты»
Дидактическая задача игры – проверить знание записи нот в скрипичном и басовом ключах, формировать навык чтения нот с листа.
Для проведения игры необходимо приготовить два больших нотных стана с басовым и скрипичным ключами и набор нот-кружков.
Можно использовать бумажный вариант игры, а лучше – доску подходящего размера. На начальном этапе целесообразно пронумеровать линейки цифрами.
Правила игры просты: учитель (или другой ученик) выкладывает на нотном стане ноты-кружки, а ученик называет ноты (поёт, играет на фортепиано). Подведение результатов игры зависит от фантазии и выдумки педагога: это может быть просто необходимое количество набранных баллов (верных ответов), различного вида фишки или жетоны и т.п.
Разнообразить проведение игры можно разными способами. Например, ученик и учитель могут поменяться «ролями», то есть ученик будет задавать вопросы, а учитель – отвечать. Также учитель может выступить в игре в роли Незнайки, а ученик должен оценить правильность его ответа.
Продолжением данной игры может послужить игра с нотамикарточками. Формат карточки – в размер белой клавиши (до начала чёрной клавиши). На карточках – запись одной ноты на нотном стане в скрипичном или басовом ключе.
Ход игры: ученик вытягивает из колоды карточку, называет её и кладёт на соответствующую клавишу фортепиано.
Игра «Музыкальный поезд»
Дидактическая задача игры – формировать представления одлительностях нот и музыкальных размерах.Данная игра основана на методике изучения длительностей нот «СофтМоцарт» Х.Хайнер.
Идея методики Х.Хайнер состоит в следующем: музыкальная пьеска – это поезд, в котором такты – это вагоны. В каждом вагоне есть определенное количество мест для сиденья (4 места – это размер 4/4, 3 места – соответственно – размер 3/4, 2 места – размер 2/4).
В данной системе целая нота – это лежащий человек, который занимает 4 места (целый вагон). Половинная нота («толстый дяденька») сидит на двух местах и занимает половину вагона. Взрослый человек («тётенька») занимает 1 место – это четвертная нота, а девочки сидят вдвоём на одном месте – это восьмые ноты.
Если взрослые ноты (половинные или четвертные) берут с собой собаку, то получается нота с точкой. Если место в вагоне никем не занято – это пауза. Для игры необходимо сделать три варианта поезда (в разных размерах) и комплект карточек с разными длительностями нот и пауз.
На первых этапах игры используются карточки с изображениями длительностей-пассажиров, а дальше – учитель переходит на использование карточек с рисунками длительностей нот.
Варианты игры могут быть различными: «рассадка» длительностей в вагончиках-тактах, соответственно заданному размеру, определение длительностей нот или размера по выложенному учителем заданию, установление соответствия между картинками и т.д.