Технологическая карта урока по учебному предмету «Письмо и развитие речи» в 7 коррекционном классе на тему «Согласование имён прилагательных с существительными»
Тип урока: | Открытие «нового» знания |
Авторы УМК: | Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская «Русский язык» 7 класс Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида |
Цели урока: | Коррекционно- образовательная: научить согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде, числе, падеже, используя алгоритм. Коррекционно- развивающая: Развивать логическое мышление через упражнение «Угадай слово»; развивать концентрацию внимания, мыслительные процессы (анализ и синтез) через анаграмму «Подари признак слову»; развивать устную и письменную речь через работу с текстом «Зима». Коррекционно-воспитательная: воспитывать умение работать в группе, в паре; воспи воспитывать положительное отношение к здоровому образу жизни (гимнастика для глаз). |
Планируемые образовательные результаты (личностные, предметные, метапредметные): | Предметные: Знают, что такое имя прилагательное; Умеют Умеют согласовывать имена прилагательные с существительными, используя алгоритм; Умеют определять род, число, падеж имен прилагательных; Личностные:проявляют интерес к изучению предмета, у учащихся будет сформировано желание сотрудничать со сверстниками в паре, группе. Метапредметные: ПознавательныеБУД: учащиеся смогут структурироватьинформацию о частях речи; с помощью учителя умеют выделять и формулировать тему, цель урока; умеют распознавать и прочитать анаграмму. Регулятивные БУД:умеют осуществлять коллективный поиск необходимой информации для решения учебной задачи; умеют планировать свои действия с помощью учителя; умеют контролировать результат работы с эталоном на слайде. Коммуникативные БУД:умеют строить речевые высказывания об имени существительном и имени прилагательном; высказывать в устной и письменной форме; слушать и слышать друг друга. |
Оборудование: | Компьютер, цветные кружочки для самооценки «Светофор», ёлочка и снежинки для рефлексии, раздаточный материал, листы- самооценки |
Образовательные ресурсы: | Учебник «Русский язык» 7 класс Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская Презентация «Согласование имен прилагательных с существительными» Карточки для индивидуальной, групповой работы и работы в парах Видеоролик для эмоционального настроя Анаграммы для групповой работы |
Этапы урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Базовые учебные действия |
1.Этап мотивации к учебной деятельности 3 мин. | Мотивация к учебной деятельности (включение учащихся в учебную деятельность) | Приветствует учащихся. Предлагает учащимся посмотреть видеоролик «Хорошего настроения». Слайд 1 Знакомит с листами самооценки. (Приложение №1) | Включаются в учебную деятельность. Подписывают листы самооценки. | Личностные- интерес к уроку |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие 6 мин. | Организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания» | Загадывает загадки. -Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам.Слайд 2 -Я – интересная часть речи, Опишу любой предмет – В этом равных со мной нет. Речь со мною выразительная и удивительная. Чтоб красиво говорить- Нужно мною дорожить! Слайд 3 Предлагает взять карточки, прочитать слова и объединиться в группы. Просит составить цепочку на доске и представить информацию о частях речи. | Отгадывают загадки: имя существительное и имя прилагательное Читают слова на карточках (приложение №2) и объединяются в группы. Каждая группа скрепляет свои слова магнитом к доске. Составляют «цепочку», проверяют и рассказывают о частях речи. | Познавательные- умение структурироватьинформацию о частях речи. Коммуникативные- умение строить речевые высказывания об имени существительном и имени прилагательном. |
3. Этап выявления места и причины затруднения 3 мин. | Выявление и фиксация места и причины затруднения | Дает словосочетания (на доске написаны высок… растение, высок… берёза, высок… дуб, высок… деревья), предлагает выделить окончания, определить части речи. | Записывают словосочетания в тетрадь, ставят окончания, определяют части речи в словосочетаниях. В сотрудничестве выявляют затруднение. | Регулятивные- умение осуществлять коллективный поиск необходимой информации для решения учебной задачи. |
4. Этап построения проекта выхода из учебной мотивации. 3 мин. | Организация самостоятельного исследования с целью получения нового знания. | Просит сформулировать тему, цель урока -Чему мы сегодня должны научиться? -Для чего мы должны изучать согласование имен прилагательных с существительными? Каким образом будем изучать? | С помощью учителя формулируют тему, записывают тему в тетрадь. Слайд 4 Формулируют цель урока, участвуют в их обсуждении, проговаривают последовательность действий. | Познавательные- с помощью учителя умение выделять и формулировать тему, цель урока. Регулятивные- умение планировать свои действия с помощью учителя. |
5. Этап реализации построенного проекта 5мин. | Построение и фиксация нового знания | Объясняет тему на примере словосочетания «Высокое растение» Помогает составить алгоритм действий. | Определяют род, число, падеж прилагательных. Составляют алгоритм. Слайд 5 Работают по алгоритму, участвуют в обсуждении. Читают по учебнику правило. Делают выводы | Регулятивные- умение по алгоритму изучать новую тему с помощью учителя |
6. Этап первичного закрепления знаний 7 мин. | Проверка учителем уровня усвоения знаний и умений. | Даёт задание «Угадай слово» по карточкам (Приложение №3), организует работу в парах. Проводит гимнастику для глаз (приложение №4) | Выполняют упражнение «Угадай слово» с проговариванием алгоритма вслух. Осуществляют самооценку. Выполняют гимнастику для глаз | Коммуникативные- умение высказывать в устной и письменной форме. |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону 8 мин. | Организация самостоятельного исследования с целью получения нового знания | Проводит предварительную беседу по тексту (актуализация личного опыта) Слайд 6 -Какие ассоциации вызывает у вас слово ЗИМА? -Прочитайте, пожалуйста текст «ЗИМА» - Какой текст? Интересный? Просит дополнить текст прилагательными. Даёт дифференцированные задания по тексту «Зима» (Приложение №5) | Участвуют в беседе о зиме. Подбирают прилагательные к существительному Зима. Читают текст без прилагательных. - Текст неполный, без прилагательных, неинтересный. Выполняют самостоятельную работу. Осуществляют самопроверку, сравнивают с эталоном. Слайд 7 Самооценка | Регулятивные- умение контролировать результат работы с эталоном на слайде. |
8.Этап включения в систему знаний и повторения 7 мин. | Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Объясняет анаграмму «Подари признак слову», предлагает объединиться в группы и зашифровать прилагательные в анаграмме. Просит осуществить самооценку работы в группе. (Приложение №6) | Учащиеся в группах зашифровывают прилагательные, читают и записывают на доске. Устно определяют род, число, падеж. Самооценка работы в группе. Прием «Светофор». Зелёный- в группе работать хорошо, мне было комфортно Желтый- в работе немного затруднялся, но я старался. Красный- было трудно, ничего не понял. Слайд 8 | Познавательные - умение распознавать и прочитать зашифрованное слово. |
9.Этап рефлексии 3мин. | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности | Проводит подведение итогов урока, рефлексию. Загадывает загадку. -Один предмет называет, Второй предмет определяет. Дружат всюду и всегда И забыть их нам нельзя! -О чем стихотворение? -Почему они дружат? Прием «Снежинка». -Чтобы настроение наше оставалось хорошим, как в начале урока, я предлагаю вам украсить ёлочку снежинками. Перед вами снежинки- большая, средняя, маленькая Большая снежинка -«Я уверен, иду вперед! Почерпнул много полезного». Средняя – «У меня не всё получалось сразу, но я старался». Маленькая -снежинка– «Ничего нового не узнал. Бесполезно потратил время». Слайд 9 | Подводят итоги. Отгадывают загадку. - Загадка об имени существительном и имени прилагательном. Они дружат, потому что согласуются. Дают оценку результатов работы по листам самооценки. Оценивают эмоциональное восприятие по приёму «Снежинка»: украшают ёлочку. | Личностные- Оценивание своего результата. Коммуникативные- умение слушать и слышать друг друга. |
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Упражнение «Угадай слово» 1.Угадай по признакам прилагательных слово (существительное), запиши рядом. 2. Допиши окончания прилагательных. 3. Определи род, число прилагательных. Холодн...., ключев…, прозрачн…______________. 1. Допиши 2 имени прилагательного. 2.Определи род и число имён прилагательных. Пальто __________________,___________________. |
Упражнение «Угадай слово» 1. Угадай по признакам прилагательных слово (существительное), запиши рядом. 2. Допиши окончания прилагательных. 3. Определи род, число прилагательных. Сладк…, сочн…, румян… ______________________. 1. Допиши 2 имени прилагательного. 2. Определи род и число имён прилагательных. Лимон__________________,___________________. |
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Гимнастика для глаз
а) «Вверх – вниз, влево – вправо». Двигать глазами вверх – вниз, влево – вправо.
б) Зажмурились, широко открыли глаза, будто чему-то удивились, поморгали, считая до десяти.
в) перевести взгляд на кончик носа на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.
г) «Круг». Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
Д) Подойдем к окну. Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассматривать его в течение 10 секунд. Перевести взгляд.
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
Дифференцированное задание №1
Спиши текст. Допиши окончания прилагательных.
Определи род, число, падеж имён прилагательных.
Зима
Зима. В воздухе кружится лёгк… снежинка. Веселит и бодрит свеж… воздух. Глаза слепит пушист… снег. Под елью намело больш… сугроб. Льдом покрылось лесн… озеро. Прыгает по снегу шустр… воробей. Хорошо зимой в лесу!