Класс(8 лет.)
Предмет: Живопись
Тема: Натюрморт с мягкой игрушкой ( не больше двух предметов) на фоне драпировки.(желательно однотонную)
Рекомендация: если светлые игрушки, то фон желательно потемнее и наоборот, темные игрушки на светлом.
Ребята, прежде чем приступить к выполнению живописного натюрморта, давайте вспомним:
- Что такое локальный цвет предметов? (локальный цвет — это основной и неизменённый цвет изображаемых объектов, условный, лишённый оттенков.)
- Что мы подразумеваем под понятием - «среда» в натюрморте (освещение как искусственное так и дневное, фон, цвета окружающих объектов, расстояние предметов воздушная перспектива)
- Как окружающая среда может влиять на предметы в натюрморте? (предметы натюрморта наполняются оттенками окружающей среды, т. е. влияние на локальный цвет. Например, желтое яблоко на красном фоне приобретает оттенки от красно – оранжевого до красного)
Локальный цвет предмета зависит от:
- от условий освещения,
- расстояния до зрителя («перспектива воздушная»),
Собственный цвет предмета никогда не меняется окружением до неузнаваемости в действительности.
Работая над натюрмортом, не забывайте, что все видимые изменения локального цвета появляются из-за влияния:
а) расположение предмета в пространстве (плановость),
б) освещения,
в) колористического окружения.
Соседние объекты тоже влияют друг на друга своим отраженным цветом. От этого взаимного влияния объектов возникают новые цветовые сочетания, усиливается впечатление объема и пространства, объекты получают колористическую взаимосвязь со всей окружающей средой, в виде рефлексов.(напрмер, от апельсина на белом медведе обязательно будет оранжевый оттенок).
Очень важно обратить внимание на «рефлекс».
Рефлексы - отраженные лучи, которые предметы посылают друг другу. Так все предметы, вернее цвета предметов, воспринимаемые нами, определяются еще и рефлексами.
Рефлексы зависят от фактуры поверхности предмета. На стеклянных, глянцевых предметах их будет больше, чем на шершавой поверхности. Чем больше света, тем лучше выражены рефлексы.
Например, если рядом с глянцевым кувшином, с теневой стороны положить желтый лимон, то на темной поверхности кувшина, появится рефлекс желтого цвета.
Глянцевые, блестящие поверхности дают сильные отражения и имеют множество цветных бликов и рефлексов. Шероховатые и матовые поверхности, рассеивают лучи и имеют более мягкие и плавные переходы световых градаций.
Важно запомнить:
- Что такое колористическая среда? (взаимосвязь всех предметов в натюрморте и окружающей его цветовой средой).
- Что влияет на изменение локального цвета предмета? (освещение, окружающая среда (цветовой рефлекс).
- Что такое рефлекс? (изменение собственного цвета предмета под воздействием отражённых световых лучей от других поверхностей).
- В какой части предмета наиболее ясно виден рефлекс? (в тенях и полутенях).
- На каких предметах игра рефлексов особенно выразительна? (глянцевые, блестящие поверхности).
- На каких нет? (на матовых).
- Как влияет среда на натюрморт в целом? (взаимосвязь предметов с окружающем миром. Разнообразие цветов и оттенков в натюрморте. Гармонию в живописной работе).
Свою работу начинайте с подготовительного рисунка, определитесь с пропорциями. Не забывайте про композицию листа. Работая цветом, помните – мазок играет большое значении е в передаче фактуры. В зависимости, какой длины мех на вашей игрушке, будет меняться и «форма» мазка.
Творческих успехов!