Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 2-го класса
Обучающиеся должны знать:
Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.
Состав слова.
Обучающиеся должны уметь:
Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко-буквенный анализ слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Правильно писать слова с сочетанием жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.
Делить слова на слоги.
Переносить слова по слогам.
Находить в предложении слова, отвечающие на вопросы: кто? что? какое? какая? какой? какие? что делал? что сделал?
Писать с большой буквы имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, деревень, сел, рек, озер, морей, стран.
Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
Ставить в конце предложения точку, восклицательный или вопросительный знак, а начало предложения писать с большой буквы.
Правильно списывать слова, предложения, проверять написанное, сравнивать написанное с образцом.
Составлять текст по вопросам учителя.
Отгадывать загадки.
Й класс (32 ч)
№ | Тема занятия |
Хорошо ли ты знаешь грамматику? Рассказ – беседа. Игры – соревнования: “Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?”, “Умеешь ли ты правильно и точно говорить?” (Составление рассказов по картинке), “Сколько слов ты знаешь?” | |
Сокровища родного языка. Беседа о богатстве русского языка. Игра “Знаешь ли ты пословицы?” Чтение текстов. Объяснение значений слов, устойчивых сочетаний; подбор слов, близких по значению. | |
Незаменимый мягкий знак. | |
Путешествие по стране “Удвоенных согласных”. | |
Хорошо ли ты знаешь алфавит? Беседа о том, какое практическое значение имеет знание алфавита. Упражнения на группировку слов (имен собственных и нарицательных). | |
Волшебник “Ударение”. | |
Из чего же, из чего же состоят слова? | |
Часть слова, которая изменяется, окончанием называется. Как корень слова учил окончания уму – разуму. | |
9-10 | В стране парных звонких и глухих согласных. |
В стране одиноких согласных. | |
12-13 | Дружим с грамматикой. (Безударные гласные, проверяемые ударением). |
Досадное недоразумение. (Непроверяемые безударные гласные). | |
Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. (Непроизносимые согласные). | |
Новые друзья корней – приставки. | |
Твердый знак не отдыхает: приставку с корнем разделяет. (Разделительный твердый знак). | |
Слова – части речи. | |
Имя существительное – часть страны Речь. | |
Как у существительных род появился. | |
Доброе утро, имя прилагательное! | |
Имя прилагательное – часть страны Речь. | |
Моя мама – имя существительное. (О связи имени прилагательного с именем существительным). | |
24 -25 | Глагол – часть страны Речь. |
Глагол и его друзья. | |
Как мама Глаголиха учила глагольчиков. (Время глагола). | |
С глаголами раздельно частицу НЕ пиши! | |
29-30 | А все–таки она хорошая! (О роли орфографии). Рассказ – беседа о роли орфографии. Группировка слов, подбор слов на определенные правила (с использованием словарей). Игра “Лишнее слово”. |
Итоговое занятие. Для чего надо изучать грамматику. Беседа. Игры. | |
Подведение итогов. Викторины, кроссворды, игры, ребусы, загадки. |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 3-го класса
Обучающиеся должны знать:
Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
Главные члены предложения.
Состав слова.
Обучающиеся должны уметь:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать предложения по членам предложения.
Обозначать на письме интонацию перечисления.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать правильно слова с удвоенными согласными.
Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
Определять число, время глаголов.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.
Й класс (32 ч)
№ | Тема занятия |
Хорошо ли ты знаешь грамматику? | |
Где прячутся ошибки? (О словах с непроверяемыми безударными гласными). | |
Почему подлежащее и сказуемое – главные в предложении? | |
Об однородных членах предложения и их добрососедских отношениях. | |
Как морфология порядок навела. (О частях речи). | |
Имя существительное – часть страны Речь. | |
Сказка о падежах. Этимология названий падежей. | |
Слово одно, а значений - несколько. (О многозначных словах). | |
Слова – тезки. (Омонимы). | |
Одно и то же, но по-разному. (Синонимы, о различиях слов-синонимов). | |
Слова с противоположным значением. (Антонимы). | |
Хорошо ли ты знаешь имя существительное? | |
Очень занимательное – имя прилагательное. | |
Имя прилагательное – часть страны Речь. | |
Словарное богатство родного языка. | |
Хорошо ли ты знаешь имя прилагательное? | |
Универсальные заменители. (Назначение местоимений). | |
Глагол – часть страны Речь. | |
Сказка о глаголе, о спряжении глагола. | |
Глагол и его друзья. | |
Глагол – настоящий богач среди частей речи. | |
Сила любви. НЕ с глаголами. | |
Откуда появились глаголы – исключения? | |
Хорошо ли ты знаешь глагол? | |
25-26 | В царстве наречий. |
27-28 | Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Ссора предлогов со всеми словами. Служебное положение частиц. |
Хорошо ли ты знаешь части речи? | |
Слова – родственники. (Об однокоренных словах). | |
31-32 | Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь. |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 4-го класса
Обучающиеся должны знать:
Звуки и буквы. Алфавит.
Состав слова. Образование слов (простейшие случаи).
Главные и второстепенные члены предложения.
Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, предлога, наречия).
Обучающиеся должны уметь:
Писать слова с изученными орфограммами.
Писать и разбирать предложения с однородными членами.
Различать омонимы, синонимы, антонимы.
Производить фонетический разбор, разбор слова по составу, синтаксический разбор предложения, морфологический разбор.
Находить и исправлять ошибки с изученными орфограммами.
Различать падежи. Ставить правильно падежные вопросы к разным частям речи. Правильно писать падежные окончания имен существительных, имен прилагательных, местоимений.
Различать служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.
Правильно писать НЕ с глаголами.
Отличать глаголы-исключения от других частей речи или глаголов, правописание которых можно проверить.
Различать типы спряжения глаголов.
Правильно писать –тся, -ться в глаголах, окончания глаголов 2 лица единственного числа.
Различать типы склонений имен существительных.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Агаркова Н. Г., Бугрименко Е. А., Жедек П. С., Цукерман Г. А. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1993 г.
- Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
- Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
- Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
- Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
- Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
- Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
- Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
- Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
- Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
- Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
- Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
- Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
- Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
- Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. “АРД ЛТД”, 1997 г.
- Успенский Л. В. Слово о словах. К, Рад. школа, 1986 г.
- Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1988 г.
- Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. Москва “Новая школа”, 1993 г.