Особенности и педагогическое значение «житийной» литературы
Паньшиной С.В.
41 гр.
Особенности и педагогическое значение «житийной» литературы
ЖИТИ́ЙНЫЙ, житийная, житийное (лит.). прил. к житие в 1 ·знач. Житийные сказания. Житийный стиль. Житийная литература (то же, что агиография). (Словарь Д.Н.Ушакова)
Житийная литература - вид церковной литературы жизнеописания святых. Появление и развитие агиографического жанра. Каноны древнерусской агиографии и житийная литература Руси. Святые древней Руси: "Сказание о Борисе и Глебе" и "Житие Феодосия Печерского".
Житийная литература - это литература, посвященная жизни и описанию святых. В древней Руси этот термин обозначал: биография, жизнеописание знаменитых епископов, патриархов, монахов, основателей монастырей. Такие биографии - жития называют АГИОГРАФИЯ
Агиография - литература, посвященная святым. Такая биография часто писалась друзьями святого после его смерти, но не ранее канонизации, т. е. официального признания церковью святым. Цель такой биографии - поведать о жизни и подвигах святого, прославить его память и сохранить воспоминание о необыкновенном человеке. В древней Руси все жития переводились с греческого языка. Эти переводные жития, появившиеся в конце 10 начале 11 вв. и положили начало житийной литературе на Руси.
Попавшие впервые на Русь переводные жития использовались с двоякой целью: для домашнего чтения (Минеи) и для богослужений (Прологи, Синаксарии).
Такое двоякое использование привело к тому, что каждое житие писалось в двух вариантах: коротком (проложном) и длинном (минейном). Короткий вариант быстро читался в церкви, а длинный затем читался вслух вечерами всей семьей.
Проложные варианты житий оказались настолько удобными, что завоевали симпатии церковнослужителей. (Сейчас бы сказали — стали бестселлерами.) Они становились все короче и короче. Появилась возможность в течение одного богослужения зачитывать несколько житий.
Одно из первых произведений древнерусской агиографии – «Житие Антония Печерского». Хотя оно не сохранилось до нашего времени, можно утверждать, что это было в своем роде выдающееся сочинение. Житие содержало ценные исторические и легендарные сведения о возникновении Киево-Печерского монастыря, оказало влияние на летописание, послужило источником Начального свода, а позднее было использовано и в «Киево-Печерском патерике».
Образцом древнерусского княжеского жития является анонимное "Сказание о Борисе и Глебе", созданное, по-видимому, в конце XI - начале XII в. В основу "Сказания" положен исторический факт убийства Святополком своих младших братьев Бориса и Глеба в 1015 г. Когда в 40-х годах XI в. Ярослав добился канонизации византийской церковью убитых братьев, потребовалось создание специального Произведения, которое бы прославило подвиг страстотерпцев и мстителя за их гибель Ярослава. На основе летописной повести в конце XI в. и было написано неизвестным автором "Сказание о Борисе и Глебе".
Автор "Сказания" сохраняет историческую конкретность, подробно излагая все перипетии, связанные со злодейским убийством Бориса и Глеба. Как и летопись, "Сказание" резко осуждает убийцу - "окаянного" Святополка и выступает против братоубийственных раздоров, отстаивая патриотическую идею единства "Русской великой страны".
Историзмом повествования "Сказание" выгодно отличается от византийских мартирий. Оно несет важную политическую идею родового старшинства в системе княжеского наследования. "Сказание" подчинено задаче укрепления феодального правопорядка, прославлению вассальной верности: Борис и Глеб не могут нарушить верности по отношению к старшему брату, который заменяет им отца. Борис отказывается от предложения своих дружинников силой захватить Киев. Глеб, предупрежденный сестрой Предславой о готовящемся убийстве, добровольно идет на смерть. Также прославляется подвиг вассальной верности слуги Бориса - отрока Георгия, который своим телом прикрывает князя.
Присутствует обязательный канонический набор качеств героя: его благочестие, чудотворный дар и подвиги («жития» Бориса и Глеба, Александра Невского, Михаила Тверского, Сергия Радонежского). Такие жанры были и в западноевропейской литературе (об Антонии Великом, о Петре и Февронии, о Фаусте, о Георгии Победоносце).
Русские жития святых отличаются большою трезвостью. Когда у агиографа не хватало точных преданий о жизни святого, он, не давая воли своему воображению, обыкновенно развивал скудные воспоминания «риторическим плетением словес» или вставлял их в самую общую, типическую рамку соответствующего агиологического чина.
Сдержанность русской агиографии особенно бросается в глаза в сравнении с средневековыми житиями латинского Запада. Даже необходимые в житии святого чудеса даны очень скупо как раз для самых чтимых русских святых, получивших современные биографии: Феодосия Печерского, Сергия Радонежского, Иосифа Волоцкого.
Жития являются, ценными первоисточниками культурной и бытовой истории древней Руси, а также основой семейного чтения (значит и воспитания) на Руси. Эта литература может помочь и в школьных условиях, «Четьи-Минеи», так любимые в древности русским народом, могут и сегодня показывать, как жить по Закону Божьему, в любви к Богу и людям.
Церковный календарь представляет собой непрерывный праздник, каждый день чтят память какого-либо святого. Радость о каком-либо святом может стать для человека, вступающего в жизнь, той ступенькой лестницы, по которой он взойдёт к истинной вере.
С изучением житийной литературы решается вполне реальная задача: детям во всей полноте прививается нравственность, духовность. В результате обращения к житиям святых будут усвоены такие христианские ценности, как Семья, Верность, Любовь к Богу и ближнему. Дети не любят голых и нудных нравоучений и назиданий, а в житиях эти назидания гармонично вытекают из описания подвигов святого. Каждый школьник непременно захочет узнать историю «своего» святого, в житии своего покровителя может найти утешение, раскрыть смысл духовной жизни, законов нравственности.
Список литературы:
1. Classes.RU
2. Pol.Bu.ru (Библиотека полка букиниста)
3. Проза.ру