ЛИНИЯ ЖИВОПИСИ В 1-6 КЛАССАХ ВАЛЬДОРФСКОЙ ШКОЛЫ
Ведущий: Александр Михайлович Цвелик
ПРОГРАММА СЕМИНАРА
День 1
Лекционно-практические занятия 1-3 класс
Обзор преподавания живописи и связанных с ней занятий в 1-6 классах; что необходимо заложить в начальной школе.
Цвет интерьера школы и класса выражает основной душевный настрой эпохи возраста, соответствуя эпохам развития человечества. Связь атмосферы класса и возраста.
Метаморфоз занятий младшей школы в старшую школу. Два потока формирования существа ребенка - музыкальный и пластический, их проявление и взаимодействие в процессе роста и развития, - создают основу возрастного подхода. (См. «Медитативно разработанное учение о человеке» - курс Р. Штейнера https://bdn-steiner.ru/cat/Ga_Rus/ezoter_antropolog.doc) Различные виды занятий живописью, рисованием и лепкой, их цели и методы преподавания, их изменения с возрастом.
- Практика. Упражнения по живописи 1 и 2 и 3 класса. Общий настрой возраста, отличия задач по классам. Важность внимания к материалам, которыми работает учитель и ученики. Черная доска и белая бумага: тайна действия фона. Сказки, басни, возникновение миропорядка в живописи - «Книга бытия» (сотворение мира по Библии). Синтез образа мира из цвета.
День 2
Лекционно- практические занятия 3-4 класс
- Эпоха «Сотворение мира» и ее смысл – формирование астрального, «тела ощущений». Возникновение пространства в картине и иерархия цветов.
- Эпоха «Человек и животное» и ее связь с эпохой «Сотворения мира». Животное как отделившееся астральное образование. Образ животного в цвете. В 4 классе появились темные и светлые цвета. Работа с «земными» цветами – охра, умбра, сиена… Важность длядетей непосредственной работы с земными красками (не только из смешения!)
- Живопись эмоциональных настроений (гнев - умиротворение, радость - отвращение и т.д.)
- Особое значение работы с динамическим рисованием форм (переплетения) в 4 классе.
Практика. Упражнения для 3 и 4 класса.
- Образ человека и образ животного в разных классах.
- Образ человека как соборный образ семи дней творения.
- Животное как обособленная часть человеческого существа. (Лепка животного из нового теперь для 4 класса принципа работы с пластическим материалом. – Если успеем – полепим!)
- Принцип живописи историй Ветхого завета и Северо-германской мифологии (Младшая Эдда). Как быть учителю с разными историямисотворения мира? – Разные слои сознания.
День 3
Лекционно- практические занятия 4-5 класс
- Эпоха «Человек и животное» и переход к «Миру Растений». Замкнутость в себе животного образа, однако подвижно живущего в среде, и открытость растительного мира своему окружению. Рисование СООБЩЕСТВ животных в 5 классе как более глубокое прочувствование связи групповой души животного со средой.
- Типы роста растений (грибы, лишайники, мхи, водоросли и т.д.) и развитие душевного организма человека по возрастам (См. Юлиус. «Метаморфоз »). Цветение, как процесс соприкосновения с «Я». – Два потока в мире растений: «поток лилии» и «поток розы», и их связь с двумя инкарнационными потоками в ребенке.
- Живопись в связи с прохождением исторических эпох в 5 классе (от древности до Греции). Географические карты, подход к ним, живопись и рисование на уроках географии. Цвет и его формообразующее движение. Путь к физической карте высот и глубин: работа с барельефом - перевод в цвет, а цветные фрески - в барельеф. Весной можно наблюдать и зарисовывать растения – уже с натуры, их части.