МОММЗЕН Теодор (1817-1903) – немецкий исследователь Древнего Рима. Руководил кафедрой римской истории в Берлинском университете. Иностранный почётный член Петербургской АН. Осн. труд: «История Рима» (1854-55), где обобщает больш ой научный материал. Основатель и главный редактор многотомного издания «Корпуса латинских надписей» (1863-1902).
МОРОЗОВ Николай Александрович (1854-1946) – учёный- энциклопедист, почётный член АН СССР. Труды по химии, физике, астрономии, м атемати-ке; занимался писательской деятельностью. Был директором Естественно научного института им. Лесгаф та. Пытался пересмотреть ряд вопросов всемирного наследия, в т. ч. по христианству («Пророки», 1914; «Христос» в 7-ми тт., 1924-32). Издано собрание его сочинений в 8-ми тт.
НАГАРДЖУНА (ок. II в.) – древнеиндийский мыслитель, богослов, поэт, преобразователь буддизма. Ему приписывают более 150 сочинений. О с-новные труды: «Мадхьямака- карика» («Мадхьямика- сутра»), «Виграхари-вьявартани». От Н. берут начало учения: виджнянавада, тантрич. буддизм, дзен- буддизм – основывающиеся на понятии интуитивного знания.
НАДЕЖДИН Николай Иванович (1804-56) – русский критик, этнограф. Окончил М осковскую духовную семинарию, профессор Московского университета. Занимался разносторонней научной деятельностью. Руководил отделением этнографии Русского географического общ ества. Статьи: «Опыт исторической географии Русского мира» (1837), «О русских народных миф ах и сагах, в применении их к географии и особенно к этнографии русской» (1857).
НЕСТОР (XI-XII вв.) – древнерусский летописец, монах Киево-Печёрс-кого монастыря. Написал жития князей Бориса и Глеба, Ф еодосия Печорского. Большинство историков называют его составителем «Повести временных лет».
НИДЕРЛЕ Любор (1865-1944) – чешский учёный, археолог, славист. Профессор Пражского университета, член АН. Занимался античной и славянской археологией. В кн. «Человечество в доисторические времена» (1893, рус. пер. 1898) особое место уделено Славянам. Впервые на огромном археологическом материале представил миру их древнюю и самобытную культуру. Сопоставляя языковые и этнографич. данные, установил культурную общность Славян в средние века. Последовательно выступал против
попыток немецких учёных принизить древнюю культуру Славян. Его обстоятельное исследование «Славянские древности» (1916) посвящ ено изучению духовной и материальной культуры древних Славян. Особое внимание уделено чешскому и русскому народам.
НИКИТА ХОНИАТ (Акоминат) (сер. XII-1213) – византийский писатель. Занимал высокие государственные посты. Автор «Хроники» (события 1118-1206 гг.), которая содержит личные наблюдения – важный источник по наследию Византии и соседних народов в XII в., один из лучших памятников средневековой прозы, где сделана попытка психологического объяснения причин событий.
ОМАР ИСФАГАНИ Абу- ль-Фарадж аль- Исфахани (894-967) – арабский писатель, учитель, музыкант. Составитель обш ирных сборников арабской и арабоязычной поэзии VII-X вв. («Книга песен»).
ОНЧУКОВ Н. Е. – собиратель и издатель русского народного творчества. Осн. труды: «Печёрские былины, записал Н. Ончуков» (1904), «Северные сказки» (1908).
ОРИГЕН Александрийский (ок. 185-254) – христианский богослов и учёный. Возглавлял школы в Александрии и Кесарии, вёл подвижнический образ жизни. Автор богословских и литературных трудов («О началах», «Против Цельса» и др.). Составил примечания к «Евангелию от Иоанна», используя способы иносказательного и образного толкования. Впервые сопоставил подлинник Ветхого завета на еврейском языке и его различные переводы. В 543 году осуждён как еретик.
ПЕНДЛБЕРИ Джон (1904-1941) – английский археолог. В 1930-36 гг. руководил раскопками в Америке, затем – памятников минойской культуры на о. Крит. Убит гитлеровцами при захвате острова.
ПЛАТОН (427-347 до н.э.) – выдающийся древнегреческий мыслитель, ученик Сократа. Основал Академию в Афинах. А втор «Законов» и др. трудов.
ПЛИНИЙ СТАРШ ИЙ (Гай Секунд, ок. 23-79) – римский писатель, учёный. Занимал ряд крупных постов в Римской империи, командовал флотом. Труды по языкознанию, военному делу, красноречию. Гл. сохранившийся труд – «Естественная история» в 37-ми кн. – обширный свод древних знаний. До XIX в. сохранилась его определение мира природы как мира животных, растений и минералов. П огиб, участвуя в спасательных работах во время извержения Везувия.
ПЛУТАРХ (ок. 46 – после 119) – древнегреческий писатель, из старинного состоятельного рода. Почётный гражданин Афин. Был верховным жрецом Аполлона Пифийского в Дельфах. М ного путеш ествовал. Из более чем 250 трудов по врачеванию, физике, музыке и др. сохранилась лишь треть. Гл. сочинение: «Сравнительные жизнеописания» (50-ти выдающихся греков и римлян).
ПРАБХУПАДА СВАМИ (1896-1977) – индийский мыслитель, писатель, общ ественный деятель. Сделал перевод «Шримад- Бхагаватам». Его труды переведены более чем на 30 языков. В 1966 г. основал Международное общ ество сознания Кришны. Читал лекции на всех шести континентах. Выпустил более 60 томов переводов, толкований и обзоров произведений индийской классики в области вероисповедания, науки, литературы и искусства.
ПРОКОПИЙ КЕСАРИЙСКИЙ (ок. 500 – после 565) – крупнейш ий византийский писатель, юрист и оратор из сенатской знати. Советник полководца Велизария. Написал «Историю войн Ю стиниана с Персами, Вандалами и Готами» в 8-ми кн., трактат «О постройках Ю стиниана» и «Тайную историю». Его сочинения – важнейшие источники по наследию Византии и соседних государств к. V – нач. VI вв.
ПРОПП Владимир Яковлевич (1895-1970) – советский книговед, фольклорист и исследователь народной культуры, профессор ЛГУ. Глубокие труды по основам народного творчества: «Морфология сказки» (1928), «Исторические корни волш ебной сказки» (1946), «Русский героический эпос» (1955), «Русские аграрные праздники» (1963), сборник статей «Фольклор и действительность» (1963) и др.
ПТОЛЕМЕЙ КЛАВДИЙ (ок. 81 – ок. 161) – древнегреческий учёный и звездочёт родом из Сред. Египта. Гл. труд – «Альмагест» (свод знаний древних о вселенной). В труде «География» в 8-ми кн. дал обзор земле-описательных сведений древнего мира, к трактату приложены общая и 26 частных карт земной поверхности. Автор геоцентрич. системы мира.
РАМАКРИШНА Парамахамса (Гададхар Ч аттерджи, 1836-1886) – жрец при храме богини Кали в Дакшинешваре. Один из величайших духовидцев XIX века. Его учение не было изложено им самим в письменном виде. До нас дошли лишь пересказы поучений, составленные его учениками: «Евангелие Рамакришны», написанное М ахендранатхом Гуптой и жизнеописание, составленное Свами Сараданандой. Книги: «Провозвестие Рамакриш-ны» (1914), «Рамакриш на. Биографический очерк» (1915) и др.
РЫБАКОВ Борис Александрович (1908) – советский археолог и историк. Член- корреспондент Российской АН, профессор М осковского университета. Осн. труды по археологии, истории и культуре Славян и Древней Руси: «Язычество древних славян» (1981), «Язычество Древней Руси» (1988).
РЫБНИКОВ Павел Николаевич (1831-1885) – русский этнограф, собиратель народного творчества. Записал 224 былины и духовные песни. Им были «открыты» выдающиеся сказители былин – Т. Г. Рябинин, А. Сорокин, В. Щ еголёнок и др. См. исследование: «Песни, собранные П.Н. Рыбниковым» (1909-10).
САВЕЛЬЕВ П.С. (1814-1859) – востоковед, нумизмат, археолог. Составил общ ую карту торговли Руси с Ближ. Востоком в VII-XI вв. Занимался исследованием наследия Золотой О рды.
САКСОН ГРАММАТИК (ок. 1140 – ок. 1220) – датский писатель- летописец, священник. Издал на латинском языке «Историю Дании», в 16-ти кн. (в 9-ти кн. изложил древнейш ие саги Сев. Европы и в 7-ми кн. описал события до 1185 г.).
СВЕН ОГЕСЕН (Агесан, XII в.) – скандинавский писатель- летописец из ютландской знати. Участвовал в походах датского короля Киуда VI против Славян-Вендов (1184). Написал краткую летопись Дании с древнейш их врем ён до 1185 г.
СИНЕСИЙ (Сенезий из Кирены, ок. 371 – ок. 414) – греческий духовидец, учёный и мыслитель из семьи знатных землевладельцев. Хотя и не был крещ ён, в 410 г. стал епископом Птолемаиды (Ливия) в переходное время при сосуществовании христианских и славянских обрядов. В c очинении «Дион Х ризостом, или О его образе жизни» и гимнах – характерное смешение христианского и неоплатонического влияний.
СИЛЬВЕСТР II, Герберт (IX в. – 1003) – римский папа. Один из наиболее образованных людей своего времени – мыслитель, математик, знаток древних писаний.
СНЕГИРЁВ Иван М ихайлович (1793-1868) – русский этнограф, исследователь народной культуры. Профессор Московского университета по римской словесности и древностям. И сследования: «Русские в своих пословицах», «Русские народные пословицы и притчи» (1848), «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» (1837-39). Один из первых собирателей материалов по русской народной культуре и устному творчеству. Сделал выводы об общности фольклора славянских народов, об отражении мировоззрения народа и государственного права в пословицах и обычаях.
СОКОЛОВ Борис М атвеевич (1889-1930) – советский учёный-фольклорист, этнограф. Директор М узея народов СССР. Труды по исследованию отдельных сюжетов русского былинного наследия, издание былин старой записи, «Экскурс в область поэтики русского фольклора» (1926), статьи по этнографии и музееведению, курс лекций по былинам и сказкам («Русский фольклор», 1929).
СОКОЛОВ Ю рий М атвеевич (1889-1941) – советский учёный- фольклорист, книговед, действительный член АН Украины. Автор многих исследований фольклора народов СССР, составитель учебника «Русский фольклор» (1938).
Оба – ученики В.Ф. М иллера. Опыт их собирательной деятельности обобщён в кн. «Поэзия деревни» (1926).
СТЕФАН ВИЗАНТИЙСКИЙ – греческий грамматик. В правление императора Ю стиниана I был издан географический словарь «Описание народов», часть которого дошла в подлиннике, остальное – в высказываниях других авторов. Источник сведений того времени о древней географии, оракулах, волшебных явлениях и т. д. Последующие землеописатели (например, Константин Багрянородный) опирались на его труд.
СТРАБОН (греч. – Косой, ок. 63 – ок. 20 до н.э.) – крупнейш ий древнегреческий географ. Много путеш ествовал. Его труды: «География» в 17-ти кн. и «Исторические комментарии» – итог географических знаний древности, интересны с мифографической и культурологической точек зрения.
ТАЦИТ, П ублий Корнелий (ок. 55 – ок. 120) – римский оратор и политик. Гл. труды посвящены наследию Рима и Римской империи («История» в 14-ти кн. и «Анналы» в 16-ти кн.), а также – верованиям, общ ественному устройству и быту древних Германцев (географо- этнографический очерк «Германия»).
ТИЛАК БАЛГАНГАДХАР (Бар Гангадгар, 1856-1920) – индийский учёный, брахман по касте, маратх по происхождению. Общественный деятель, юрист. Несколько научных трудов посвящены исследованию Вед и ранней поре индийской культуры.
ТИХОНРАВОВ Николай Саввич (1832-1893) – русский учёный, книговед, археограф. Занимался изданием и изучением рукописных памятников древнерусских писаний. Профессор Московского университета. Академик Петербургской АН. Труды: «Летописи русской литературы и древности» в 5-ти тт. (1859-63), «Памятники отречённой русской литературы» (1863), исследование о «Слове о полку Игореве» (1866), «Русские былины старой и новой записи» (1894).
ТОЛЛЬ Эдуард Васильевич (1858-1902) – российский учёный, полярный геолог и землеописатель, арктический исследователь, посветивший свою жизнь поиску загадочной Земли Санникова. Возглавлял походы в северные области Якутии и к Новосибирским островам. Выполнил ряд гид-рографич., физико- географич. и землеведческих исследований. В ноябре 1902 г. Толль с тремя спутниками вышел в свой последний поход к Земле Санникова, из которого не вернулся. Его сочинение – «Плавание на яхте «Заря» (1959).
ТРЕШНИКОВ Александр Ф едорович (1914-1991) – полярный исследователь, академик АН СССР. П резидент Географического общества СССР. Руководитель многих полярных путешествий. Участник создания «Атласа Антарктиды» (1966-69), автор трудов по Арктике и Антарктике.
ФИЛАРЕТ (Дроздов Василий М ихайлович, 1782-1867) – церковный деятель, московский митрополит. Почётный член П етербургской АН. Ректор Петербургской духовной академии, профессор философии. Участник составления М анифеста 1861 г. об отмене крепостного права и других постановлений.
ФОМА КЕМПИЙСКИЙ (Томас Хамеркен, ок. 1379-1471) – фламандский иеромонах, средневековый писатель- духовидец. Наибольш ей известностью пользуется его труд «О подражании Христу» (ок. 1418), который выдержал более 2000 изданий.
ФОМЕНКО Анатолий Тимофеевич (р. 1945) – доктор физико- математических наук, профессор математики МГУ им. Ломоносова, академик
Российской АН. Вместе с Носовским Г.В. издал книги: «Новая хронология Руси, Англии и Рима» (1995), «Русь и Рим», «Империя», «Библейская Русь» и др.
ФОРТИНСКИЙ Ф ёдор Яковлевич (1846-1902) – русский исследователь, профессор Киевского университета. Главный предмет исследований – германо- славянские отношения. Диссертации: «Титмар М ерзебургский и его хроника» (1872), «Приморские вендские города и их влияние на образование Ганзейского союза до 1370 г. » (1872). В своих исследованиях уделял большое внимание вопросам хозяйственной жизни Славян Поморья.
ФРИДРИХ II, Великий (1712-1786) – прусский монарх и полководец. Автор политических, философских сочинений и стихов.
ФУКИДИД (460-396 до н.э.) – древнегреческий исследователь из Афин. Автор «Истории Пелопонесской войны» – неоконченного труда в 8-ми кн. (до 411 г. до н.э.). Э то сочинение считается ценным этнографическим, общественно- экономическим источником сведений о жизни раннего древнегреческого мира.
ХАЛКОКОНДИЛ (Лаоник, ок. 1430 – ок. 1490) – византийский государственный деятель из знатной семьи. Автор «Истории» в 10-ти кн., в которой подробно излагается возникновение османского государства и падение Византии (1293-1463). Труд также содержит сведения о народах Ю жной и Восточной Европы.
ХАРИТОН – игумен Валаамского монастыря (1933-47). Составитель сборника «Умное делание. О молитве Иисусовой» (Валаамская обитель, 1936).
ЧЕРТКОВ Александр Дмитриевич (1789-1858) – русский археолог, нумизмат. Участник войны 1812 г. Некоторые работы посвещ ены русско- византийским войнам. В 1838 г. впервые произвёл тщ ательные раскопки славянских курганов в Подмосковье. Обладал одним из самых богаты х в России собраний книжных, рукописных и монетных редкостей. На этой основе была создана частная Чертковская библиотека – безплатная и общедоступная. Осн. труды: «Описание древних русских монет» (1834), «Прибавления» в 3-х тт. (1837-42); исследования: «Очерк древнейшей истории прото-славян» (1851), «Фракийские племена, жившие в М алой Азии» (1852), «Пе-ласго- фракийские племена, населившие Италию » (1853), «О языке Пеласгов, населявш их Италию, и сравнении его с древнесловенским» (1857).
ШАРДЕН ЖАН (1643-1713) – французский путеш ественник, сы н ю вели-ра. В 1664 г. отправился в Индию и Иран для закупки драгоценных камней. Большую известность получило многотомное «Путешествие», являющееся ценным источником для изучения стран Азии (особенно – Ирана) и «Рассказ о короновании персидского шаха Солимана III» (1671).
Ш АФАРИК Павел Йозеф (1795-1861) – чехо- словацкий ученый, языковед, поэт. Иностранный член- корреспондент Петербургской АН. Труды по славянским языкам и книговедению, этнографии и археологии: «Славянские древности» в 2-х тт. (1837), сборник «Татранская М уза со славянской мерой» (1814).
Ш АХМАТОВ Александр Александрович (1864-1920) – выдающийся русский языковед. Член Петербургской АН. Заложил основы изучения русского книжного языка, текстологии как науки. Редактор академического «Словаря русского языка» (1891-1916). Приобрел мировую известность трудами по восточнославянским языкам: «Исследование о языке новгородских грамот XIII и XIV вв.», «Очерк древнейш его периода истории русского языка», «Древнейшие судьбы русского племени». Впервые обрисовал сложную судьбу русского летописания XI-XVI вв. Восстановил предполагаемую картину создания «Повести временных лет».
Ш АХРИСТАНИ (аш-Шахрастани М ухаммед ибн А бд аль-Керим, 1086-1153) – мусульманский богослов и мыслитель; писал по- арабски. Составитель свода жизнеописаний мыслителей и учёных древности. Наиболее известен труд «Книга о религиях и сектах».
Ш ЛЕЦЕР А вгуст Людвиг (1735-1809) – немецкий историк и филолог. Труды по всеобщей истории, источниковедению, истории летописания. Д е-ятельный сторонник и пропагандист «норманской теории». В 1761 г. по приглашению Г.Ф. М иллера приехал в Петербург. В 1765 г. назначен академиком по русской истории. В 1767 г. вернулся в Германию и увёз все собранные им материалы. Деятельность Ш лецера А.Л. и М иллера Г.Ф. была направлена на искажение древнего наследия России и уничтожение письменных памятников, свидетельствующих о многотысячелетнем духовном опыте России. Гл. труд – «Нестор, русские летописи на древнеславян-ском языке» (1809, на нем. яз.).
Щ ЕРБАКОВ Владимир Иванович – русский учёный, писатель- исследователь. Автор книг: «Всё об Атлантиде» (1990), «Асгард – город богов» (1991), «Встречи с Богоматерью» (1993), «Века Трояновы» (1995) и др.
ЭВАНС Артур Джон (1851-1941) – выдающийся английский археолог. Президент Британской академии наук (1916-19). Проводил тщ ательные раскопки на о. Крит, открыл и исследовал минойскую культуру, доказал сущ е-ствование «дофиникийского» письма у древних Критян. Сделал первую попытку разгадать критские письмена.
ЭМПЕДОКЛ (ок. 495-435 до н.э.) – древнегреческий мыслитель, поэт, врачеватель, жрец. Труды по астрономии, математике, физиологии, психологии и др. Основной труд: «О природе» сохранился в отрывках. Считается создателем общ епринятого учения об элементах (земля, вода, воздух, огонь). Поэма «Очищение» воспроизводит орфико- пифагорейское учение.
ЭФОР (405-330 до н.э.) – древнегреческий исследователь из Кимы. Составил первую «Всеобщ ую историю Греции» в 30-ти кн. (от дорийского вторжения до 340 до н.э.). «История» дошла до нас в пересказах и выдержках.
ЭЛЬ-КИФТИ (Ибн аль- Кифти, 1172-1248) – арабский писатель. Составил своды жизнеописаний в области врачевания, философии, естественных наук.
СПИСОК КНИГ
Абевега русских суеверий. СПб., 1786.
Авенариус Н.А. Несколько слов о дрогичинских пломбах. М., 1894.
Аделунг Ф. О сходстве санскритского языка с русским. СПб., 1811.
Аксаков А.С. О древнем быте у Славян. СПб., 1856.
Он же. Сравнение русских слов с санскритом. СПб., 1855.
Алексеев Л. В. Раскопки в М стиславле. М., 1980.
Он же. Три пряслица с надписями из Белоруссии. М., 1955.
Андреев Д. А. Роза М ира. М., 1991.
Андреев Н.Н. Славянская или догосударственная Русь. СПб., 1909.
Анисимов А.Ф. Космологические представления народов Севера. М.-Л., АН, 1959.
Аничков Е. В. Язычество Древней Руси. СПб., 1914.
Он ж е. Народная поэзия и древние верования Славян. Ист. рус. литературы, 1872.
Артамонов М.И. Киммерийцы и Скифы. Л., 1974.
Артамонов М.И. Надписи на баклажках Новочеркасского музея и на камнях М аяцкого городища. Сов. археология, XIX. 1954.
Арциховский А.В., Борковский В.И. Новгородские грамоты на бересте.
Из раскопок 1953-1954 гг. М., 1958.
Арциховский А.В., Янин В. Л. Из раскопок 1962-1976 гг. М., 1978.
Астахова А.М. Русский былинный эпос на Севере. Петрозаводск, 1948.
Афанасьев А.Н. Н ародные русские сказки в 3-х тт. М., 1958.
Бессонова С.С. Религиозные представления скифов. Киев, 1983.
Бирнбиум. Праславянский язык. М., 1987.
Бодянский О.М. О времени происхождения славянских письмен. М., 1855.
Он ж е. История о казаках запорожских. М., 1847.
Он же. По поводу описания славянских рукописей... М., 1870.
Болсуновский К.В. Памятники славянской мифологии. Киев, 1914.
Он же. Родовой знак Рю риковичей, Великих князей Киевских. Киев, 1908.
Бонгард- Левин Г. и Грантовский Э. От Скифии до Индии. М., 1977.
Бречкевич М.В. О Славянах и их соседях в древнейш ее время. 1857.
Брун В. К. О родстве Гетов с Даками, сих последних со Славянами, и Румынов с Римлянами. Одесса, 1868.
Будилович А.С. Первобытные Славяне в их языке, быте и понятиях. К иев, 1878-1882.
Буслаев Ф.И. И сторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1861.
Он же. Следы русского богатырского эпоса в мифических представлениях индоевропейских племён. Ф ил. записки, 1862-1863.
Ванкель Г. Эротический валун с финикийской надписью, найденный близ Смоленска в России. Полоцко- Витебская старина, вып.III, 1916.
Васильев Ал. О древнейшей истории северных Славян до времён Рюрика. СПб., 1858.
Велесова книга. Перевод и комментарии Александра Асова. М., 1994.
Вельтман А. Ф. Атилла и Русь IV и V века. Свод исторических и народных преданий. М., 1858.
Он же. Индо- Германцы или Сайване. Опыт свода и поверки сказаний о первобытных населенцах Германии. М., 1856.
Он же. Кащей безсмертный, былина старого времени. М., 1833.
Он же. Первобытное верование и буддизм. М., 1864.
Венелин Ю.И. О кружные жители Балтийского моря. М., 1846.
Он же. Мысли об истории вообще и русской в частности.
Вера и М ера. СПб., 1999.
Вереникин А. П рошлое единого Славянства. Ростов, 1914.
Вильчинский Ольгугд. История Руси по сказаниям современников, документам и памятникам (839-1078). Вильно, 1908.
Воланский Т. П исьма о славянских древностях. Гнезно, 1845. (Волхв. Ж урнал венедов, № 2-3. Л., 1991).
Воланский Ф. Памятники Славянской письменности до Рождества Христова. Польш а, XVIII в.
Волконская З.А. Славянская картина V века. М., 1825.
Воронин Н.Н. Древние Гродно. МИА, №41. М., 1954.
Вопросы митрополиту Санкт- Петербургскому и Ладожскому Иоану и иерархии русской православной церкви. СПб., 1999.
Высоцкий Н.Ф. Несколько слов о древней Волжской Болгарии. Казань, 1908.
Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества древней Руси. М., 1913.
Гедеонов С. А. Варяги и Русь. СПб., 1876.
Гильфердинг А.Ф. История балтийских Славян. М., 1855.
Он ж е. О нежские былины, записанные летом 1871 года. Изд. АН СССР, М.-Л., 1949.
Глинка Гр. Древняя религия Славян. М итава, 1804.
Голубовский П. В. О начале русской письменности. ЖМНП, 1848.
Он ж е. Печенеги, Торки и П оловцы до нашествия татар, 1884.
Городцов В.А. Заметки о глиняном сосуде с загадочными знаками. Археологические известия и заметки. СПб., 1897.
Григорович В. Н. О древнейшей письменности славян. ЖМНП, СПб., 1952.
Григорьев А.Д. Архангельские былины и исторические песни, собранные в 1899-1901 гг. М., 1904; Прага, 1939; СПб., 1910.
Он ж е. О древних походах Руссов на Восток (сб. Россия и Азия). СПб., 1876.
Гриневич Г. С. Сколько тысячелетий славянской письменности (О результатах дешифровки праславянских рун). Русская мысль, № 1. Реутов, 1991.
Он ж е. Праславянская письменность – результаты дешифровки, т.1. М., 1993; т.2, М., 1999.
Гумилёв Л.Н. Древние тюрки. М., 1967.
Гусева Н.Р. Индуизм. Близость и родство языка и религии древних Славян и древних Ариев. М., 1977.
Даль В. И. Пословицы Русского народа. М., 1957.
Державин Н.С. Славяне в древности. М., АН, 1946.
Джурович Д. Н. К вопросу о происхождении имени Славян. Варшава, 1913.
Дондуков-Корсаков А.М. Древний памятник «Волчьего хвоста» в стране Радимичей. П олоцко-Витебская старина, вып. III. 1916.
Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым.
Ред. С. К. Ш амбин. М., 1938.
Древности Геродотовой Скифии. СПб., 1866.
Древняя Русь и Славяне. М., 1978.
Дубынин А.Ф. Троицкое городищ е Подмосковья. Сов. археология, № 1. 1964.
Дугин А. Гиперборейская теория. М., 1993.
Елачич Е. Крайний север как родина человечества. СПб., 1910..
Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времён. М., 1876-1879.
Замаровский В. Тайны хеттов. М., 1968.
Зеленин Д.К. О черки русской мифологии. Петроград, 1916.
Знойко А. П. Русь и Этруски. М., 1984.
Иванов В.В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974.
Иванишев Н. Д. О древних сельских общинах в Ю го- Западной России. Киев, 1863.
Иванченко А.С. Путями Великого Россиянина. Ж урнал «Славяне», 1991.
Истрин В. А. О происхождении первоначального письма. Вестник истории мировой культуры, №2. 1959.
К Богодержавию... СПб., 1998.
К нравственно- правовому государству. СПб., 1999.
Калинский И.П. Церковно- народный месяцеслов. М., 1997. Заметки русского географического общества по отделению этнографии. СПб., 1877.
Кайсаров А.С. Славянская и российская мифология, 1810.
Касторский М.И. Н ачертание славянской мифологии. СПб., 1841.
Кирпичников А. Н. Древнерусское оружие. Вып. 2. САИ, 1966.
Классен Е. И. Новые материалы для древнейшей истории Славян вообщ е и Славяно- Руссов в особенности, с лёгким очерком истории Руссов до Рождества Христова. М., 1854-1861.
Климов Г. П. Князь мира сего. М., 1992.
Он ж е. Красная каббала. М., 1993.
Он же. Имя моё – легион. Краснодар, 1994.
Он ж е. Песнь победителя. Краснодар, 1994.
Он ж е. Протоколы советских мудрецов. Краснодар, 1995.
Он ж е. Божий народ. Краснодар, 1999.
Ковалевский А.Ш. Заметки о деяниях славянских народов. Саратов, 1887.
Коковцев П.К. Н овый еврейский документ о хазарах. СПб., 1913.
Кондаков Н. П. Русские клады великокняжеского периода. СПб., 1896.
Кондратов А.М. Этруски – загадка номер один. М., 1977.
Константинов Н.А. Черноморские загадочные знаки и глаголица. Учёные записки ЛГУ, вып. 23, № 197. 1957.
Он же. Народные резные календари. Сборник музея антропологии и этнографии, XX. 1961.
Он ж е. Тайнопись стольника Барятинского. Н аука и жизнь, № 10. 1972.
Он же. Начало расшифровки загадочных знаков Приднепровья. Вестник ЛГУ, вып. 3. 1963.
Он ж е. О начале русской письменности. Нева, № 7. 1957.
Он же. Скифо- сарматские знаки на памятниках Причерноморья (к вопросу о происхождении славянского письма). Крым, № 7. Симферополь, 1951.
Коринфский А. А. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц Русского народа. М., 1911; Смоленск, 1995.
Королю к В. Д. Волохи и Славяне русской летописи. Кишинёв, 1971.
Костомаров Н.И. Славянская мифология. Киев, 1847.
Кочубинский Ал. Карта расселения Славян в X столетии. Одесса, 1885.
Куник А.А., Розен В. Р. Известия ал- Бекри и других авторов о Руси
и Славянах. СПб., 1878-1903.
Кызласов И.Л. Рунические письменности Евразийских степей. М., 1994.
Лавров П.А. М атериалы по истории возникновения славянской письменности. 1930, АН СССР.
Лавров П. Л. Ф илософия истории Славян. СПб., 1870.
Лавровский П. Л. Старорусское тайнописание. М., 1870.
Лебедев В.П. На заре славянства. Петроград, 1915.
Леже Луи Поль. Славянская Мифология. Воронеж, 1908.
Леонтович Ф.И. Арийские основы общественного быта древних Славян. 1897.
Лехницкий М. Историко- критический очерк о сущ еств. значении и происхождении имени Словяне или Славяне. Киев, 1896.
Лесной С. Влесова книга – языческая летопись доолеговской Руси. Виннипег, 1966.
Ломоносов М.В. Древняя Российская история. СПб., 1766.
Львов П.Ю. Храм славы российских героев от времени Гостомысла до царствования Романовых. СПб., 1809.
Лукашевич П. А. Примеры всесветного славянского чаромятия астрономических выкладок... Киев, 1851; М., 1855.
Он же. Чаромятие или свещ енный язык магов, волхвов и жрецов. СПб., 1846.
Он же. М нимый Индогерманский мир или истинное начало образования языков. Киев, 1873.
Лысенко П.Ф. Раскопки древнего Берестья. М., 1971.
Любавский М.К. И сторические судьбы Славян. М., 1915.
М авродин В. В. Происхождение Русского народа. Л., ЛГУ, 1978.
М акавельский А. О. А веста. Изд. АН А з. ССР, 1968.
М аксимович М.А. Собрание сочинений, 1876-1880.
М арков А. Беломорские былины. М., 1901.
М арр Н. Я. К вопросу о происхождении племенных названий «Этруски» и «Пеласги». Записки отдела русского археологического общества. П етроград, 1921.
М ахабхарата. Сказание о Нале. Супружеская верность. Ылым, 1986.
М ахабхарата. Книга о Карне (карнапарва). Наука, 1990.
М ахабхарата. Нараяния. Ылым, 1984.
М ахабхарата. Горец. Ылым, 1985.
М ахабхарата. Книга лесная (араньякапарва). Н аука, М., 1987.
М ахабхарата. М окшадхарма. Ылым, 1983.
М ахабхарата. Виратапарва. М., 1993.
М ахабхарата. Сабхапарва. Книга о собрании. М.-Л., 1962.
М ахабхарата. Удьйогапарва. Книга о старении. Наука, 1976.
М ахабхарата. Дронапарва. СПб., Наука, 1992.
М ахабхарата. О ненападении на спящ их. Ылым, 1982.
М ахабхарата. О жёнах. Ылым, 1982.
Махабхарата. Бхагавадгита. Бхактиведанта Бук Траст, 1984.
М ахабхарата. Анугита. Ылым, 1977.