Федор Иванович Тютчев 1803-1873г.




Принадлежал к древнейшему дворянскому роду по отцу, восходит еще к разведчикам и дипломатам Древней Руси. Тютчев нашел своего предка в летописи, посвященной Куликовской Битве. Князь Дмитрий Иванович Московский (будущий Дмитрий Донской) посылает своего дипломата - разведчика узнать, кто идет к нам и в каком количестве, вот это упоминание Захара Тютчева. Это и есть его предок.

Все Тютчевы занимались дипломатией, разведкой из рода в род это переходило. Родился с. Овстук, которое находится в Брянском уезде Орловской губернии.

По материнской линии восходит в линии Римских Корсуковых (композитор Римский Консуков и сейчас известен) к 2-юродной, 3-юродной линии Толстым.

Получил домашнее образование, нанимали домой учителей. Поэт Раич, был одним из самых популярных поэтов того времени, привил к нему любовь к литературе, художественному тексту и поэзии.

В 1818-м году закончил Московский Университет блестяще. Учился всегда легко, все давалось легко, был интеллектуалом. При составлении списка интеллектуалов эпохи, которые двинули всю русскую культуру, мысль вперед, стал одним из 5-ти: Пушкин, Боротынский, Чаадаев, Тютчев, Грибоедов.

Закончив Университет, получил назначение в коллегию иностранных дел в Петербурге и в 22-м году его отправляю в г. Мюнхен (Германия) на дипломатическую службу. Был патриотом, запад на него не повлиял в своем либеральном, демократическом плане. Он видел все революции западные, видел всю подоплеку либеральную в революциях, видел не любовь к России.

В Германии увлекся Амалией Крюднер, которая была 2-юродной сестрой императрицы, и она приезжала в Россию, была либералкой, и много сделала негативного была связана с нашими декабристами и с французскими, возила инструкции из Франции как расшатать Россию. Была красивой, умной, пользовалась успехом у мужчин. Увлечение ею у Тютчева, и женился на вдове с детьми Элеоноре Ботмер, родила ему 3 детей, она заботилась о нем, устраивала домашний уют. Не интересовала его внутренним миром, не знала что он поэт, не разговаривала по-русски. Умерла от стресса после кораблекрушения, осталась живой, но для всего организма получила сильный стресс, может какую-то болезнь. Также в этот период она узнала об измене Тютчева с молодой вдовой, Эрнестиной Бернгерт, была близка по интеллекту и образу жизни Тютчеву. Стихотворение «Она сидела на полу и груду писем разбирала…» именно про этот момент.

После смерти жены, Тютчев женился на Эрнеситине Бернгерт через год. В 44 году, переехала вместе с ним в Россию. Познакомился с московскими славянофилами. Те, кто считали, что славяне должны как западная Европа, европейский союз, объединился и живет общей жизнью, поставить во главе русского царя. Также увлекся пансловизмом (от «пан» – превосходный) тоже самое, но в сравнении со славянофилами реже употребляется, т.к. напоминает Бисмарка, Гитлера, и полагали, что отдает фашизмом.

В 44 г. окончательно возвратился в Россию, и работает в Министерство иностранных дел. Попал под управление министра Ниссельроди (который убил Пушкина). Расходился мировоззренчески с ним, но в сравнении с Пушкиным, то Тютчев занимал высокие посты и за ним было много людей, которые его огораживали, и Ниссельроди не пропускал его партиотические проэкты, но когда было необходимо для влияния Тютчева, он писал царю, что Тютчев хороший дипломат. В 1853 г. началась Крымская война, виновником ее начала поражения России, Тютчев написал, что война будет проиграна, но Ниссельроди не отправлял их царю, и перед войной представил дело царю так, что войны не будет, что Англия, Франция на стороне России. Начало войны царь не пережил, и умер после поражения России. И после поражения Ниссельроди наконец-то был уволен.

В России Тютчев сразу окунулся в политику. Он говорил, что тут интересно, тут больше жизни, чем на западе. Друзья славянофилы: Оксаковы, Хомяков, Киреевские, Самарин и др. все они сделали для создания русской философии.

В 50г. у Тютчева стал затухать интерес к жизни, он часто посещал Смольнинский институт Благородных девиц, где учились его дочери. Его дочери были фрейлинами императрицы, и там он познакомился с подругой старшей дочери Еленой Денисьевой. Она была на 20 лет его моложе, была интеллектуально и глубоко религиозной, что очень поразило Тютчева. До нее у него не было таких, кроме мужчин славянофил, первая жена – была католичкой, вторая – лютеранкой. До этого он не интересовался глубоко православием, занимался политикой, а она поразила его своей религиозностью. 5 лет они просто общались, потом он уже не мог без нее, они фактически жили в месте, Эрнестина часто жила в Мюнхене, и знала об этом романе. У Денисьевой родилось 3 детей от Тютчева. Стихи, посвященные Денисьевой, называются «Денисьевский цикл». Елена Денисьевой рано ушла из жизни, от туберкулеза. Эрнестина после смерти Тютчева довоспитывала и довела до ума детей Тютчева и Денисьевой.

В 73 г. Тютчева умер от паралича. Старшая дочь Анна вышла замуж за Оксакова, который написал первый его биографию и они собирали его стихи, т.к. он не считал себя поэтом, потому писал стихи на то, что под руку попалось.

Его сын Федор (от Денисьевой) был есаулом первого Аргунского Казачьего полка, во время русско-японской войны стал Георгиевским кавалером.

Мировоззрение.

Философское, был связан с любомудрами (кружок первых российских философов). В 44 г. приехал в Россию с философией Шеленга. Тоже был поклонником Шеленга, унаследовал от него натур философию (у нас называлось пантеизмом), которая утверждает, что Бог развит в природе, что природа – есть Бог. У него есть ряд стихотворений, где он описывает мир как живой. (например, «Летний вечер»).

Уж солнца раскаленный шар
С главы своей земля скатила,
И мирный вечера пожар
Волна морская поглотила.

Уж звезды светлые взошли
И тяготеющий над нами
Небесный свод приподняли
Своими влажными главами.

Река воздушная полней
Течет меж небом и землею,
Грудь дышит легче и вольней,
Освобожденная от зною.

И сладкий трепет, как струя,
По жилам пробежал природы,
Как бы горячих ног ея
Коснулись ключевые воды.

Солнце-голова, которая скатилась в море и погасло, звезды – глаза, между небом и землей – дыхание (когда солнце садиться, появляется влажность). Ноги – ключевые воды. Весь космический организм показан как живой.

Он также взял у Шеленга, идею искусства как высший идеал. Потому его могут понять не все. Они считали, что искусство существует для избранных, только избранные могут понять поэзию, музыку, живопись, прочитать и осмыслить. Поэт всегда гений. Гения Шеленг рассматривает как посланника Бога на земле. И поэт передает то, что хочет Бог людям. Потому и стихи они писали когда прийдет вдохновение, внезапно. Шеленг пишет, если вдохновение не приходит, не пиши, если 10 лет не приходит вдохновение, то 10 лет не пиши.

Вслед за Шеленгом сформулировал мысль о том, что человеческий язык не адекватен языку души. Наша душа имеет другой язык, мы это все испытываем при недостатки слов. (когда апостол Павел был восхищен до 3-го неба и слышал неизреченные глаголы, которые не мог пересказать). «Мысль, изреченная есть ложь». Не все слова и мысли есть истина. На эту мысль пишет стихотворение «Селенциум» (безмолвие, молчание).

Silentium!*

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
5Безмолвно, как звезды в ночи, —
Любуйся ими — и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
10Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, —
Питайся ими — и молчи.

Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
15Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, —
Внимай их пенью — и молчи !..

 

Также он тут употребляет богословие.

Политические взгляды.

Изложены в 2-х основных работах, в конце 80-х голов были опубликованы в Литературной газете. 1. «Россия и Германия» (или «Россия и Запад»). Где он пишет, что мы славяне, и решает вопрос откуда вражда, и приходит к выводу, что это сеют 3-и лица.

2. «Россия и революция». Если в России совершиться такая же революция как на западе, как этого требует запад, то Россия погибнет.

Стихи

Тютчев что он пейзажист, а в советское время его так и рассматривали, это не совсем пейзажная лирика, он передавал состояние своей души. Пришло вдохновение в поле – написал про поле, осенью – про осень. И его состояние слилось с состоянием природы. Его лирика – лирика состояний. Весна – любимое время года Тютчева «Люблю грозу в начале мая». Люблю – это его состояние, которое его переполняет, которое пришло в момент грозы. Лето для Тютчева – изнеможение, не любит. Есть стихотворение «Ох это юг…» Осень у Тютчева – Богородичное время. Есть диссертация на тему В. В. Сузи «Богородичные мотивы в поэзии Тютчева» Больше всего подходит осень, это время увядания, прощения, это время накануне. Богородица всегда накануне, ее состояние умиление младенцем, с другой стороны – она понимает, что Он не ее. Тютчев передает это состояние в поэзии. Зима – это сон-смерть. Засыпает, чтобы потом проснуться. Тоже состояние, когда умерла 1 жена, он пишет стихотворение «Чародейкою зимою околдован лес стоит..» состояние немоты, околодованности.

Космогомические мотивы

Все, что происходит на небесах, все спускается на землю, как отпечаток «Люблю грозу в начале мая..» Это отпечаток неба не земле, все, что происходит на небе – то же и на земле. Когда Боги пируют – отражается радостью на земле.

Главным мотивом является мотив двойного бытия. Это двойная жизнь отразилась и на поэзии. «О, вещая душа моя».

Эсхатологический мотив

Это учение о конце мира. Пронизывает творчество Тютчева. Стих «Последний катоклизм»

Мотив одиночества

Внутреннее все равно один. Человек представлен как сирота бездомный, заброшенный в этот мир. Дома, в которых мы живем – временные.

Любимый образ – образ сна, любви, причем она всегда идет со знаком рок. (роковая любовь, внутренняя драма).

Любимое время дня – ночь. Структурируя стихи Тютчева: небо - ночь

земля - день

Небо всегда великолепны, небеса дают смысл жизни, любовь, а земля – это хаос суета, все, что человеку не нужно. Ночью затихает земля и отверзается небосвод, и ночью идут откровения. Потому ночь – любимое время, его называют ночным поэтом. А день – плохо, не видно Бога, не видно смысла.

3-ий знак в структуре- это порог. Это то, что разделяет небо и землю. Но его можно переступить. Порогом может быть что угодно знак, образ, символ.

«Весенняя гроза»
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный -
Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

На небесах Боги пьют, ликуют, влюбленные, грохаются кубками, радуются, на земле гром и радость.

«Последний катаклизм »

Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Всё зримое опять покроют воды,
И божий лик изобразится в них!

 

Все разрушится и снова начнется жизнь.

«Осенний вечер»

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье — и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.

Богородичные мотивы. Ее умиление, светлость, багрянная одежда, кротка улыбка. Осень через лик Богородицы.

Посвященное Амилии Крюднер Светлое, радостное. Первое любовное стихотворение

Я помню время золотое,

Я помню сердцу милый край.

День вечерел; мы были двое;

Внизу, в тени, шумел Дунай.

И на холму, там, где, белея,

Руина замка в дол глядит,

Стояла ты, младая фея,

На мшистый опершись гранит,

Ногой младенческой касаясь

Обломков груды вековой;

И солнце медлило, прощаясь

С холмом, и замком, и тобой.

И ветер тихий мимолетом


Твоей одеждою играл

И с диких яблонь цвет за цветом

На плечи юные свевал.

Ты беззаботно вдаль глядела...


Край неба дымно гас в лучах;

День догорал; звучнее пела

Река в померкших берегах.

И ты с веселостью беспечной

Счастливый провожала день:

И сладко жизни быстротечной

Над нами пролетала тень.

 

Политические

«Знамя и слово»

В кровавую бурю, сквозь бранное пламя,
Предтеча спасенья – русское Знамя
К бессмертной победе тебя провело.
Так диво ль, что в память союза святого
За Знаменем русским и русское Слово
К тебе, как родное к родному, пришло?

Русская география, просторы России: Москва, Петроград, и Константинов град, 7 внутренних морей и 7 великих рек: от Нила до Невы, от Эльбы до Китая, от Волги до Евфрат, от Ганга до Дуная.

«О, эти толки роковые» 1865г. – про пятую колонну.

Из «Денисьевского цикла» «О, как убийственно мы любим»

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя...
Год не прошел — спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Всё опалили, выжгли слезы
Горячей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебны взоры, речи
И смех младенческо-живой?

И что ж теперь? И где ж всё это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья...
Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло...
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль злую, боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!..

Про лето: «О, этот Юг..» ощущение расслабленности.

О, этот Юг, о, эта Ницца!..
О, как их блеск меня тревожит!
Жизнь, как подстреленная птица,
Подняться хочет — и не может...
Нет ни полета, ни размаху —
Висят поломанные крылья,
И вся она, прижавшись к праху,
Дрожит от боли и бессилья...

«Наш век». Относится и к нашему времени.

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует...
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит…
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры — но о ней не просит...

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
«Впусти меня! — Я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью!..

 

«Чародейкою зимою» (на смерть жены).

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Состояние природы и его внутреннее состояние.

«О, эти бедные селенья» - о России, Христос ходит по нашей земле.

«О, вещая душа моя» душа, которая всегда с Христом.

«Есть в осени первоначальной» Богородичные мотивы: умиление, день хрустальный, (мороз только начинается), легкий заморозок, как паутинка. Характерен звук «ш».

«Она сидела на полу» когда 1 жена нашла его переписку, приближение смерти.

«Молчит сомнительно восток». Благовест идет с востока из России на запад, не войной, а благовестью.

«Умом Россию не понять». Мы так говорим о Боге, разумом не понять. В Россию тоже только поверить, понять не возможно.

«Нам не дано предугадать».

«Славянам»

«Бессоница». (ночной Тютчев). Виден момент засыпания. Последние службы, потом приходим домой, думаем разные мысли, постепенно слабеем и засыпаем.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: