Тема: «Философия человека. Основные проблемы философской антропологии»
Основные проблемы философской антропологии
Природа и сущность человека
Смысл жизни человека
Основные проблемы философской антропологии
Человек – это единственное живое существо, которое стремится познать самого себя.
Проблема человека принадлежит к кругу вечных вопросов, никогда не перестающих волновать философскую мысль. Человек издревле пытался понять самого себя, определить свое место в мире, отношение к себе и другим людям. Перед ним во все времена в той или иной форме вставали вопросы о сущности его бытия, о смысле жизни, о целях существования в этом мире, о жизненных ценностях и многие другие, требовавшие и не находившие бесспорного ответа. Проходили тысячелетия, однако призыв Сократа «Познай самого себя» оставался по-прежнему актуальным. Оставаясь для себя загадкой, человек упорно не прекращает свои искания.
«Познай самого себя» Сократ.
Философская антропология – это философское учение о природе и сущности человека
Ø Философия исследует человека во всей его целостности;
Ø Целью философского исследования человека является создание обобщенного человеческого образа-модели;
Ø Данный обобщённый образ человека служит исходной позицией как для конкретного научного исследования, так и для практического действия;
Ø Философское знание о человеке отличается тем, что в нем соединяется вечное, вневременное и исторически конечное, актуальное. Это обусловлено тем, что ядром философского знания о человеке являются вечные проблемы человеческого бытия.
Основные проблемы философской антропологии:
1. Природа и сущность человека
2. Универсальная модель (образ) человека
3. Происхождение человека и общества (антропосоциогенез)
4. Смысл (цель) жизни человека.
5. Место человека в мире.
6. Свобода человека в обществе.
7. Главные ценности жизни человека.
8. Связи человека с различными сферами общества.
Природа и сущность человека
В настоящее время представители большинства философских направлений сходятся в том, что человек - уникальное творение Вселенной, что это – загадочное существо, тайну которого не в состоянии раскрыть в отдельности ни современная наука, ни философия, ни религия. Подчеркивая исключительность и неповторимость человека, сторонники этого подхода заявляют, что на Земле нет существа, которое могло бы сравниться с ним.
Что, вообще говоря, в человеке уникального?
Для того чтобы разобраться в этом вопросе, философская антропология исследует такие понятия как «природа» и «сущность» человека.
Под природой человека подразумеваются стойкие черты и свойства, выражающие его особенности как живого существа, которые присущи каждому человеку во все времена. Раскрыть эти признаки – значит выразить человеческую природу.
Сущность человека – это главное, определяющее свойство человека. Выявить эту главенствующую черту – означает постичь сущность человека.
Уровни анализа феномена человека:
1. Человек в общем смысле. Родовая природа и сущность.
2. Социально-исторический уровень (человек как участник социальной группы или конкретного общества). Профессиональная природа и сущность.
3. Индивидуальный уровень. Природа и сущность конкретного человека.
В истории философской мысли существовали разные представления о природе человека:
1. Человек есть маленький мир, то есть в нём есть всё, что есть в мире.
2. Человек есть вечный духовный мир, духовные качества.
3. Природа человека есть социальность.
4. Природа человека есть вера в Бога.
5. Природа человека есть разум.
6. Природа человека механизм наделённый душой.
7. Природа человека двойственна: это мир биологической необходимости и нравственной свободы.
8. Природа человека противоречива: борьба разума и страстей.
9. Природа человека производство орудий труда.
10. Природа человека в наличии возможности делать выбор.
Обычно при определении человеческой природы указывают на признаки, отличающие человека от животных. Человек – это биосоциальное существо.
Биологическое начало:
Ø Анатомия и физиология
Ø Биологические потребности
Ø Инстинкты
Ø Эмоции
Ø Наследственность (гены)
Ø Прямохождение
Ø Развитый головной мозг
Ø Кровеносная, нервная, костная, мышечная системы
Социальное начало:
Ø Мышление
Ø Речь
Ø Целеполагание
Ø Социальные потребности: в дружбе, любви, понимании
Ø Духовные потребности: религия, искусство
Ø Труд, деятельность
Ø Творчество
Ø Фантазия
Ø Самосовершенствование
Ø Развитие способностей
Родовая природа человека:
Ø прямохождение
Ø развитый головной мозг
Ø особенности анатомии и физиологии
Ø мышление (разум, сознание)
Ø речь
Ø целеполагание
Ø социальная деятельность (все виды деятельности, творчество)
Ø самопознание, самосовершенствование
Ø возможность выбирать модели поведения
Родовая сущность человека:
Ø трудовая деятельность, имеющая всегда общественный характер
Человеческая природа:
Ø не может быть сведена к перечню каких-то устоявшихся признаков;
Ø она не является чем-то косным, застывшим;
Ø сохраняя себя в качестве определенной целостности, она, тем не менее, подвержена постоянным изменениям.
Человек есть существо и производящее, и разумное, и культурное, и нравственное, и политическое одновременно. Он аккумулирует в себе в большей или меньшей степени весь комплекс общественных отношений и таким образом реализует свою человеческую сущность.
Его сущность – социально-деятельностное отношение к миру, в этом он реализует себя и изменяет мир. Человека нельзя считать существом завершенным и статичным.
Выводы:
1. Человек – это многогранное и многокачественное явление, принципиально не сводимое к одной из своих ипостасей.
2. Родовая природа человека – это набор его важнейших признаков и свойств как биосоциального феномена.
3. Родовая сущность человека – это такое его свойство, как социально-деятельностное отношение к миру. Вне деятельности, социальных отношений и общения (как формы их реализации) человек просто не может стать человеком. И совершенно прав был Аристотель, отмечая, что существо, не способное вступать в общение, – или животное, или Бог.
4. Человек – это субъект и продукт исторического процесса, родовое существо (представитель рода homo sapiens), генетически связанное с другими формами жизни и отличающееся от них способностью к социальной деятельности.
Природа автомеханика:
Знает:
- конструкцию автомобиля
- причины возникновения поломок
- рабочие приёмы и технологии диагностики, ремонта и обслуживания автомобилей;
- виды топлива, масел смазочных материалов
Умеет:
- читать технические чертежи и схемы;
- обслуживать и ремонтировать автомобили
Сущность автомеханика: умеет обслуживать и ремонтировать автомобиль.
Смысл жизни человека
В современной философии наблюдается усиленный интерес к проблемам смысла жизни человека. Философские концепции разных авторов предполагают разные варианты решения проблемы смысла жизни.
Наиболее распространенными из них являются:
а) максимальная реализация своих возможностей в той или иной сфере;
б) интеллектуальное преодоление «абсурда жизни». Вызов «абсурду жизни»;
в) наслаждение и избавление от страданий (гедонизм).
Философия апеллирует, прежде всего, к разуму человека и исходит из того, что человек должен искать ответ на этот вопрос самостоятельно, прилагая для этого собственные духовные усилия. Философия же помогает ему в такого рода поисках, аккумулируя и критически анализируя предшествующий опыт человека.
Попробуем, логически рассуждая, найти ответ на вопрос: «В чём смысл жизни человека?»
Для этого нам необходимо определиться с такими понятиями, как:
- жизнь человека;
- смысл;
- цель.
Жизнь человека – это бытие (существование) человека, как биосоциального существа. Она состоит из его деятельности, поступков.
Смысл - это видение (понимание) того, что сделанное кому-то всерьез нужно. Смысл отвечает на вопрос: кому это надо?
Цель – наличие осознанного образа результата деятельности, на достижение которого она направлена. Цель отвечает на вопрос: ради чего я действую?
Цель жизни и смысл жизни - разные вещи. Цель жизни дает ей стержень, целостность и направленность. Смысл жизни говорит о том, что то, что делаешь, кому-то действительно нужно.
Если же жизнь человека организована какими-то целями, имеет определенное направление и определенные результаты, то у такой жизни есть цель и возможен смысл. Однако - только возможен. Жизнь может иметь цель, но не иметь смысла.
Цель жизни чаще характеризуют людей энергичных, но сама по себе жизненная энергия не гарантирует, что вы окажетесь в жизни там, где вы хотите. Можно энергично двигаться к вершине, а потом обнаружить, что эта вершина не твоя. Как не ошибиться? Думать заранее.
Основные тезисы:
ü Современная философия исходит из самоценности и самоцельности человеческой жизни, которая предстаёт не случайной, и не бессмысленной, поскольку индивид, личность рассматриваются не только сами по себе, но и как часть целого – человеческого общества;
ü Человек рождается в обществе, получает в нем все средства, необходимые для своего развития. Он зависит от общества, но вместе с тем и противостоит ему как творец новых форм социального бытия;
ü Принцип самоценности каждой человеческой жизни позволяет трактовать человека в его отношении к общественному целому не только как средство, но и как цель;
ü Цели и смысл жизни личности всегда связаны с обществом;
ü Максимальное развитие наиболее ценных и сильных задатков и способностей личности изменяет общественные отношения. От этого во многом зависит и общественная значимость человека. Всесторонне развивая свои способности, каждый человек вносит свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры.