Государственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования города Москвы
«Медицинский колледж имени Клары Цеткин
Департамента здравоохранения города Москвы »
Методический материал
Для проведения теоретического занятия
по теме: Организация здравоохранения в сельской местности Российской Федерации
по дисциплине Экономика и управление здравоохранением
для специальности:
Лечебное дело,52
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Теоретического занятия по дисциплине «Экономика и управление здравоохранением»
Тема: Организация здравоохранения в сельской местности РФ
Количество часов: 2 часа
Место проведения: аудитория
Цели занятия:
уметь:
· ориентироваться в общих принципах управления в здравоохранении в сельской местности
знать:
· структуру и функции фельдшерско-акушерского пункта;
· структуру и организацию работы центральной районной больницы;;
· структуру и организацию работы областной больницы
Междисциплинарные связи: экономика, право, основы сестринского дела
Обеспечение занятия:
· Наглядные пособия:
Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Рис.1 Отделение Центральной районной больницы на селе – врачебный офис. Рис.2. Жилой дом врача общей практики при врачебном офисе. |
· Литература:
Основная
Трушкина Л.Ю., Тлепцеришев Р.А., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М., Экономика и управление здравоохранением.Ростов- на - Дону., «Феникс», 2004; с. 217-236.
Дополнительная
Медицинская газета,2006,№19,с.4
Хронокарта занятия
I. Организационный момент – 3 мин
II. Проверка исходного уровня знаний студентов - 10 мин
III Изложение нового материала- 60 мин
IV. Контроль усвоенного материала- 15 мин
V.Организационный момент: (домашнее задание) - 2 мин
Содержание занятия
1. Особенности организации медицинской помощи в сельской местности.
2. Организация работы фельдшерско-акушерского пункта.
3. Организация работы центральной районной больницы.
4. Организация работы областной больницы.
Домашнее задание:
Основной учебник: стр. 217-236, конспект, СР по теме:
Врач общей практики (семейный врач)
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
Тема: Организация здравоохранения в сельской местности РФ
1. Особенности организации медицинской помощи в сельской местности
Принципы организации медицинской помощи в РФ должны быть одинаковы в городской и сельской местности. Однако особенности жизни в сельской местности, особенности бескрайних просторах России, обуславливают особую организацию медпомощи в ней:
1) это протяженность сельской местности и плохие дороги;
2) малонаселенность на 1 км2 площади;
3) неразвитость социальной инфраструктуры, что не прельщает ехать туда молодых специалистов;
4) сезонность сельскохозяйственного труда.
Еще с врем земской медицины на селе сложилась 3-хэтапная система оказания медицинской помощи сельским жителям, доказавшая свою жизнеспособность и эффективность: 1-й этап - сельский врачебный участок, 2-й -ЦРБ, 3-й - областные медицинские учреждения.
2. Организация работы фельдшерско-акушерского пункта (ФАП)
Первый этап состоит из сельского врачебного участка (СВУ), включающего сельскую участковую больницу, амбулаторию, фельдшерско-акушерские пункты (ФАП или фельдшерские пункты (ФП), медпункты школ, детских дошкольных учреждений, здравпункты и профилактории.
Количество сельских врачебных участков в районе численностью населения и расстоянием до центральной районной больницы. Средняя численность населения на врачебном участке колеблется в пределах 5-7тыс. жителей при оптимальном радиусе участка 7-10 км.
Задачи СВУ:
1) оказание населению общедоступной квалифицированной врачебной помощи,
2) проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий,
3) формирование у населения навыков здорового образа жизни, в том числе рационального питания, режима труда и отдыха, борьба с курением и
другими вредными привычками.
Основное значение в структуре СВУ имеет ФАП.
На ФАП возлагается проведение профилактических мероприятий и оказание доврачебной медицинской помощинаселению на сельском врачебном участке.ФАП может бытьорганизован при числе жителей в сельском населенном пунктеот 300человек и более и расстоянии до ближайшего медицинского учреждения 2 км и более. Работа ФАП осуществляется на основании «Положения о ФАП», утв. МЗ СССР №1000 от 1981 г.
ФАП должен иметь специальное помещение, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям и задачам работы данного учреждения. Во многих сельских населенных пунктах построены типовые ФАП, в которых можно принимать больных и беременных. При ФАП обязательно имеется квартира фельдшера, кабинет зубного врача, процедурный кабинет, изолятор, кабинет физиотерапии.
В настоящее время функции ФАП весьма многогранны и включают3направления:
- санитарно-противоэпидемическая работа,
-лечебно-профилактическая помощь взрослому населению,
-медицинское обслуживание женщин и детей,
1.Санитарно-противоэпидемическая работа:
1. текущий надзор за пищевыми, дошкольными и школьными объектами;
2. противоэпидемические мероприятия при возникновении инфекционных заболеваний (дизентерии, болезни Боткина – особенно в дошкольных учреждениях);
3. проведение профилактических прививок;
4. санпросветработа;
5. противопаразитарные мероприятия (вши, чесотка, гельминты);
6. санитарный актив и работа с ним.
П. Лечебно-профилактическая помощь взрослому населнию:
амбулаторный прием на ФАП и помощь на дому;
1. проведение профосмотров пищевиков и работников дошкольных и школьных учреждений;
2. диспансеризация;
3. оказание доврачебной медицинской помощи;
4. выполнение врачебных назначений;
5. в период полевых работ – выезды для медико-санитарного обследования работающих в поле;
6. проведение мероприятий по охране труда сельхозработников- по снижению травматизма.
В составе персонала ФАП входит кроме фельдшера и акушерка, которая проводит акушерско-гинекологическую помощь сельским жительницам. Это может быть и фельдшер с акушерским образованием: фельдшер-акушер.
Ш. Медицинскоеобсливание женщин и детей:
1) наблюдение за беременными и роженицами (беременные во второй половине беременности переводятся на легкую работу);
2) психопрофилактика беременных к родам;
3) оказание помощи роженицам и родильницам;
4)организация школы матери и ребенка (о вреде аборта);
5) помощь гинекологическим больным;
6) диспансерное наблюдение за детьми и проведение послеродового патронажа и патронажа грудных детей (1-й месяц 5 раз,2-й – 3 раза, 3-5-й- 2 раза, 6-12-й – 1раз в месяц;
7)оказание лечебной помощи детям;
8) мероприятия по профилактике рахита, организация рационального питания и контроль за физическим развитием детей.
На ФАП ведется соответствующая документация по каждому отмеченному виду работы, которая раз в году проверяется комиссией ЦРБ.
Фельдшер должен знать демографические показатели на участке (рождаемость, смертность общая и детская, естественный прирост, возрастно-половой и профессиональный состав населения, размещение его по территории), заболеваемость населения (туберкулез, инфекции, кожвензаболевания, онкологические болезни), санитарное состояние участка, вредные привычки населения.
Фельдшер ФАП ведет ежедневный учет работы по установленной форме и на основании их составляет отчет и планирует работу на очередной месяц и год. По документации судят о профессиональных нарушениях или правильности назначения лечения.
В настоящее время в связи с отсутствием врачебных кадров в сельской местности, резкого сокращения числа малорентабельных сельских больниц и привлечения желающих врачей работать в сельской местности утвержден национальный проект «Здоровье». В соответствии с ним на селе открываются «врачебные офисы», в которых работают врачи общей практики. Опыт Самарской области показал, что увеличивая зарплату врачам, предоставляя рядом с офисом собственный дом и машину, можно на селе организовать современное здравоохранение (рис.1 и рис.2). Врачебный офис работает на правах отделения ЦРБ, в среднем 4-5 врачебных офисов на одно ЦРБ. Типовое 2-хэтажное здание имеет площадь 130м2 и имеет 6 кабинетов: смотровой, прививочный,процедурно-перевязочный, лабораторию. Работают в нем сельский врач общей практики и фельдшер. Пием с 9 до 13 час: осмотры, перевязки, ЭКГ. Вторник и четверг – дни малышей. Фельдшер выполняет медицинские процедуры, а врач ведет прием. После приема - вызовы.
Организация работы центральной районной больницы (ЦРБ)
Центральная районная больница – это второй этап помощи сельским жителям и главный в сельском здравоохранении.
Организуется в административном центре района, а главный врач ЦРБ одновременно является главным врачом района.
В структуру ЦРБ входят: поликлиника, стационар, лечебно-диагностические подразделения (лаборатория, отделение функциональной диагностики, физиотерапевтическое отделение и др.), отделение скорой и неотложной помощи, организационно- методический кабинет, патолого-анатомическое отделение, вспомогательные службы (аптека, прачечная, кухня, централизованная стерилизационная, гараж и др.).
Наличие различных специализированных отделений и специалистов зависит от мощности ЦРБ. Конкретная мощность ЦРБ определяется численностью населения района.
Задачи ЦРБ:
1) приближение к сельскому населению специализированной врачебной помощи, повышенного качества диагностики и лечения больных;обеспечение населения района и районного центра необходимым объемом квалифицированной специализированной стационарной и амбулаторно-поликлинической медицинской помощи,
2) оперативное и организационно-методическое руководство работой участковых больниц и ФАП;
3) подбор, обучение, расстановка и рациональное использование медицинских кадров;
4) повышение квалификации медработников села.
Поликлиника ЦРБ организует оказание квалифицированной медицинской помощи сельскому населению по 8—10 врачебным специальностям, в том числе при заболеваниях внутренних органов (общая терапия, кардиоревматология, гастроэнтерологияи др.), по неврологии, инфекционным болезням, офтальмологии, оториноларингологии, педиатрии, акушерству и гинекологии, кожным и венерическим болезням, стоматологии.
Стационар ЦРБ должен иметь как минимум 5 клинических отделений: терапевтическое, хирургическое с травматологией, детское, инфекционное, родильное и гинекологическое отделения, а также отделение (кабинет) анестезиологии и реаниматологии или отделение (кабинет) интенсивной терапии.
Врачи-специалисты ЦРБ оказывают медицинскую помощьсельскому населению как на базе поликлиники и больницы, так и путем организации выездов на сельские врачебные участки.
Руководство ЦРБ осуществляет главный врач, у которого имеются заместители по основным направленным поликлинической работы, по медицинской части, по организационно-методической работе, по административно-хозяйственной работе и др.
Заведующие профильными отделениями ЦРБ исполняют обязанности главных специалистов района. При численности населения района 70 000 человек и более вводится должность освобожденного заместителя главного врача по охране материнства и детства.
Обычно при ЦРБ организуются больничный совет, совет медицинских сестер и общественный совет, осуществляющие организационно-методическое руководство и контроль за деятельностью участковых больниц и других ЛПУ.
С начала 90-х гг. в сельском здравоохранении происходят те реформы, что и в целом здравоохранении внедряется новый хозяйственный механизм, организуются территориальные (межрайонные профилированные) медицинские объединения.
В настоящее время приоритетным направлением в развитии сельского здравоохранения является укрепление и совершениеамбулаторно-поликлинической помощи: развиваются различные виды передвижной медицинскойпомощи, в частности, выездные врачебные бригады, передвижные стоматологические кабинеты и зубопротезные лаборатории.
Большое внимание уделяется укреплению скорой и неотложной медицинской помощи в сельских районах, укомплектованию врачами и средним медицинским персоналом, оснащению современной диагностической и лечебной аппаратурой, обеспечению санитарным транспортом повышенной проходимости, телефонной и радиосвязью.
“ЦРБ является основной базой повышения квалификации средних медицинских работников. По графику раз в 3 года районную больницу вызываются на рабочие места 2—3 фельдшера и акушерка сроком намесяц (144 учебных часа), а взамен их из районной больницы командируются на этот срок опытные медицинские сестры, которые обеспечивают медицинское обслуживание населения соответствующих участков района. Таким образом достигается полноценная учеба сельских работников с отрывом от производства и в то же время не нарушается медико-санитарное обслуживание сельского населения.