Информация об исследователе
ФИО исследователя *
Бендер Остап Ибрагимович
Данную карту я направляю в Комитет по этике *
Впервые
Научный аппарат исследования
Тема исследования *
Пишите Вашу тему
Научная проблема исследования *
Например, является ли изучение иностранного языка ребенком трех лет фактором, тормозящим усвоение им родного языка, нейтральным или ускоряющим данный процесс?
Цель исследования *
Не следует писать "изучить" что-либо и т.п., т.к. это общо и несодержательно. Необходима содержательная формулировка: "выявить условия...", "раскрыть механизм...", "определить характер взаимосвязи..." и т.п.
Задачи исследования *
Задачи следует формулировать не как собственные НАМЕРЕНИЯ (операционально-технические) - "провести анализ литературы", "подобрать методики", "сформировать выборку", "провести экспериментальное исследование" и т.п., а как СОСТАВЛЯЮЩИЕ достижения цели (содержательные задачи) - "определить условия, при которых...", "выявить взаимосвязь между...", "установить уровень развития...", "выявить динамику...", "раскрыть структуру..." и т.п.
Гипотеза (-ы) исследования *
В формулировке гипотезы важно, чтобы она не была банальной и очевидной. При этом гипотеза должна быть ПРОВЕРЯЕМОЙ, т.е. сформулирована так, чтобы потенциально она могла бы как подтвердиться, так и быть опровергнутой. Например, гипотеза "изучение иностранного языка ребенком трех лет является фактором, тормозящим усвоение им родного языка" проверяема, так как может оказаться, что раннее изучение иностранного языка может и НЕ ТОРМОЗИТЬ усвоение родного, а быть нейтральным или, наоборот, ускоряющим фактором (т.е. гипотеза может быть опровергнута). А гипотеза "изучение иностранного языка ребенком трех лет будет эффективно при следующих условиях..." вряд ли будет проверяема, так как:
1) неясно, изучение будет эффективно по сравнению с неэффективным изучением ДО действия данных условий или по сравнению с неэффективным изучением при ДРУГИХ условиях?
2) неясно, каков критерий эффективности, чтобы можно было утверждать, что гипотеза подтверждена/опровергнута? (Например, если ребенок в экспериментальных условиях стал изучать на 3 иностранных слова в месяц больше - это показатель эффективности или неэффективности?)
3) можно ли сказать, что гипотеза подтвердилась, если изучение иностранного языка эффективно осуществляется и без действия одного или всех данных условий?
4) если эффективность изучения языка в экспериментальных условиях все же будет установлена, то это результат действия простой "суммы" условий или их сочетания, при котором есть "доминирующие" и "второстепенные" условия?
Чтобы проверить, насколько проверяема Ваша исходная гипотеза, мысленно сформулируйте гипотезу, полностью ей противоположную (антитезу). Если технически она может быть подтверждена или опровергнута, то ваша исходная гипотеза сформулирована корректно.
Теоретико-методологические основы исследования *
Необходимо сформулировать базовые идеи/концепции/теории/подходы, которые Вами используются для понимания природы изучаемого явления, а также в качестве объяснительной модели при интерпретации результатов своего исследования. Не допускается в качестве теоретико-методологических основ исследования указывать "труды" и конкретные работы неких авторов без раскрытия сути идеи/концепции/теории/подхода.
Методики/методы исследования
Диагностическая или экспериментальная методика/метод № 1 *
Тест смысложизненных ориентаций (Леонтьев Д.А.), оригинальный вариант. См. в: Психологические тесты / Под ред. Е.Н. Ивановой. СПб.: Речь, 2001. С. 154-169. Тест предназначен для изучения степени осмысленности жизни личностью.
ЦЕЛЬ -......
ИНСТРУКЦИЯ:.......
СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:
1. Обычно мне скучно -3 -2 -1 0 1 2 3 Обычно я полон энергии
2............
3............
ИЗМЕРЯЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ: шкала прошлого, шкала настоящего, шкала будущего, шкала локуса контроля-Я, шкала локуса контроля-жизнь, общая шкала осмысленности жизни
ШКАЛА ОЦЕНКИ: все шкалы оцениваются по 7-балльной шкале.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: 130-135 баллов - высокий уровень осмысленности жизни. Предполагает, что испытуемый обладает осознаваемым смыслом жизни, стремится к его осуществлению, может сформулировать жизненные цели. 110-129 баллов -..........
Диагностическая или экспериментальная методика/метод № 2*
Экспериментальная методика по изучению вербальных реакций младших школьников на замечание учителя (авторская). Методика предназначена для определения силы и характера вербальных реакций (эмоциональные, аналитические и др.) младших школьников на замечания учителя относительно их недопустимого поведения на уроке.
ЦЕЛЬ - выявить/определить.....
СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ: 3 типа замечаний учителя, следующих после нарушения учениками дисциплины на уроке: замечание-установка на действие "перестань себя так вести", замечание-установка на переживание "как тебе не стыдно себя так вести", замечание-установка на рефлексию "подумай, почему ты себя так ведешь".
ИЗМЕРЯЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ: сила вербальных реакций - оценивается по громкости высказывания, характер вербальных реакций (эмоциональный, аналитический, пассивный) - оценивается по смысловому содержанию высказывания...........
ХОД ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ: В ходе урока учитель наблюдает за поведением испытуемых - учеников в классе. В случае явного нарушения дисциплины учеником, учитель незамедлительно реагирует на данное нарушение замечанием. Регистрацию реакции ученика осуществляет ассистент, присутствующий в классе, который был представлен классу как студент-практикант. Эксперимент предполагает 3 пробы. Каждая проба - это отдельный урок, в ходе которого учитель пользуется только одним из 3-х типов замечаний. Данные уроки проводятся в разные дни с интервалом в 1 день...............................
ШКАЛА ОЦЕНКИ: сила вербальных реакций оценивалась по 3-бальной шкале (высокая-средняя-низкая), характер вербальных реакций оценивался по наличию/отсутствию того или иного типа реакции,.....
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: Сильные эмоциональные вербальные реакции говорят о.........., средней силы эмоциональные реакции свидетельствуют о..........., низкой силы эмоциональные реакции говорят о..........
Развивающие программы/методики/методы