"Нарисуй картину словами"
Цель: развивать воображение, умение использовать в описании точные по смыслу слова и образные выражения.
Оборудование: стихотворение о весне (лете, зиме и т.д).
Ход игры:
Взрослый обращается к детям: «Хотите стать необыкновенными художниками, которые рисуют не красками и карандашами, а словами? Тогда приготовьтесь рисовать.
Я прочту вам нежное стихотворение о весне, а вы закройте глаза и попробуйте представить, о чём я буду читать. Потом расскажите, какая картина у вас получилась. Но рассказывать надо так, чтобы все смогли мысленно увидеть вашу картину».
Затем дети могут нарисовать красками иллюстрацию к своим рассказам.
«Разноцветный сундучок»
Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.
Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.
Ход. Воспитатель:
Я картинки положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Ира, загляни-ка,
Вынь картинку, назови.
Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.
Один – много
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.
Ход игры:
«Мы волшебники немного: был один, а станет много». Взрослый называет имена существительные в единственном числе. Дети называют существительные во множественном числе.
Пример:
стол – столы | кусок – куски |
стул – стулья | день – дни |
гора – горы | прыжок – прыжки |
лист – листья | двор - дворы |
дом – дома | перо - перья |
носок – носки | крыло - крылья |
глаз – глаза | сон – сны |
гусёнок – гусята | пальто- пальто |
лоб – лбы | тигрёнок – тигрята |
нога - ноги | дыра - дыры |
«Где начало рассказа?»
Потому что …
Цель: учить включать в речь союзов и предлогов с целью сделать речь плавной, логичной, цельной.
Ход игры:
Взрослый предлагает ребенку рассуждая, ответить полным ответом на вопрос.
Я мою руки потому, что.… Почему ты идёшь спать? и т. д.
Кто кем был?
Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
Ход игры:
Взрослый называет предмет или животное, аребёнок, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
Пример:
Цыплёнок – яйцом | Шкаф – доской |
Лошадь – жеребёнком | Велосипед – железом |
Корова – телёнком | Дуб – жёлудем |
Дуб – жёлудем | Рубашка – тканью |
Дом – кирпичом | Бабочка – гусеницей |
Сильный – слабым | Взрослый – ребёнком |
Рыба – икринкой | Ботинки – кожей |
Хлеб – мукой | Яблоня – семечком |
Обобщающие понятия
Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Ход игры:
Взрослый называет обобщающее понятие. Ребёнок должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.
Пример:
Взрослый | Дети |
Овощи | картофель, капуста, помидор, огурец, редиска. |
Ягоды | малина, клубника, ежевика, арбуз, черника. |
Деревья | берёза, ель, сосна, дуб, липа, тополь, орех. |
Домашние животные | корова, лошадь, коза, овца, кролик, баран, кошка, собака |
Перелётные птицы | стриж, ласточка, грач, скворец, аист, цапля, журавль |
Зимующие птицы | голубь, ворона, сорока, воробей, дятел, сова |
Мебель | стул, стол, кресло, диван, шкаф, кровать, софа |
Посуда | тарелка, ложка, вилка, нож, чайник, чашка, блюдце |
Одежда | пальто, платье, свитер, юбка, брюки, майка, трусы |
Обувь | туфли, сапоги, ботинки, тапочки, босоножки. |
Игрушки | кукла, машинка, мишка, пирамидка, юла, мяч. |
Дикие животные | тигр, лев, волк, лиса, белка, заяц, медведь, лось. |
Фрукты | яблоко, груша, лимон, апельсин, абрикос, слива. |
Инструменты | пила, топор, дрель, рубанок, молоток, плоскогубцы |
Транспорт | трамвай, троллейбус, автобус, поезд, самолёт, пароход |
Кто где живёт?
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Ход игры:
Взрослый поочередно задает вопрос детям, а они отвечают. Необходимо следить за правильным употреблением предлогов.
Вариант 1.
Пример:
Взрослый | Дети |
Кто живёт в дупле? | Белка |
Кто живёт в скворечнике? | Скворцы |
Кто живёт в гнезде? | Птицы: ласточки, кукушки, сойки |
Кто живёт в будке? | Собака |
Кто живёт в улье? | Пчёлы |
Кто живёт в норе? | Лиса |
Кто живёт в логове? | Волк |
Кто живёт в берлоге? | Медведь |
Вариант 2.
Взрослый | Дети |
Где живёт медведь? | В берлоге |
Где живёт волк? | В логове |
«Отгадай-ка»
Цель игры: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.
Оборудование: цветной камешек.
Ход игры:
Воспитатель напоминает детям, как они рассказали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит.
Надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате».
После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет камешек на колени любому играющему. Ребёнок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребёнок описывает свой предмет и передаёт камешек другому играющему, чтобы тот отгадал.
Примерный план описания предмета: «Он разноцветный, круглой формы. Его можно бросать вверх, катать по земле, а в группе нельзя им играть, так как можно разбить стекло»
Из чего сделано?
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Ход игры:
Взрослый говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок отвечает: «Кожаные».
Пример:
Взрослый | Дети |
Рукавички из меха | меховые |
Таз из меди | медный |
Ваза из хрусталя | хрустальная |
Носки из шерсти | шерстяные |
«Фотограф»
Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картины.
Оборудование: большая картина, фрагменты этой картины.